Меню сайта
Навигатор
• ПУГАЛО •
SCARECROW
THE
ПУГАЛО (1920)
Бастер и его крупный сосед Джо проживают в изумительном умном доме и сражаются за симпатию соседской красавицы Сибил. Ситуация осложняется тем, что ее строгий отец, кажется, против обоих кандидатов на руку и сердце дочери.
Фатти подрабатывает в мясной лавке и соперничает за руку и сердце прекрасной Аманды с другим продавцом, Слимом Снейвли. В лавку приходят разные покупатели, и начинается... довольно типичная для 1917 года безумная и беспорядочная комедия со швырянием муки и тортов, потасовками, нелепыми падениями и переодеваниями; однако включающая историческое событие - первое появление Бастера Китона на экране.
Сценарий и постановка: Бастер Китон и Эдвард Клайн
В ролях: Бастер Китон, Сибил Сили, Джо Робертс, Мэри Астор, Эдвард Клайн, пёс Люк
Музыка: Роберт Израэль
"ПУГАЛО"
О ФИЛЬМЕ
"Пугало", похожее на приквел к "Одной неделе" (Сибил Сили даже носит то же платье) - самый жизнерадостный и оптимистичный из всех фильмов Китона (и один из самых смешных, кстати). Здесь солнце по утрам бодро выпрыгивает из-за горизонта (в сопровождении ироничного титра о том, как "медленно и величаво" оно это делает), мир наводнен утятами и поросятами, соперник за руку и сердце девушки в трудную минуту готов прийти на помощь, если только это не мешает его интересам, а самая большая неприятность – недавнее принятие сухого закона.
Как и в "Неделе", один из главных героев "Пугала" – дом. Вся первая половина фильма – один восхитительно сложный гэг о чудесах рационального использования домашнего пространства, которое заполнено коллекцией трансформеров: диван становится ванной, кровать – пианино, а граммофон – плитой. Китон тут против устоявшихся комедийных традиций находит смешное не в разрушении и ущербности, а в функциональности и эстетике, с помощью затейливых механических приспособлений и необыкновенного чувства ритма превращая сцену завтрака в удивительной хореографии балет вещей. Как раз в это время в Америке стали популярны рисунки Руба Голдберга с безумными механизмами, выполняющими повседневные задачи самыми замысловатыми способами (в Англии похожими иллюстрациями прославился Уильям Хит Робинсон), но едва ли они послужили Китону источником вдохновения. Похожие системы он сам начал сооружать еще в начале 1910-х годов, оснащая ими собственное жилище и дома соседей по Маскигону, и продолжал этим заниматься до конца своих дней. В кино они возникают у него в "Гараже" (1920), "Лодке" (1921) и особенно в "Навигаторе" (1924). Другие комики (например, Ллойд) тоже изредка использовали в своих фильмах что-то похожее, но Китон в отличие от остальных действительно стремился создавать работающие механизмы и показывать их одним кадром, позволяя зрителю убедиться, что они правда действуют. В ответ на вопрос о сходстве его машин и машин Голдберга Китон как-то заметил: "Машины Голдберга безумны, а мои еще и работают".

Вторая половина "Пугала" состоит из двух мультяшных погонь, под завязку набитых гэгами. К сожалению, в первый и последний раз тут у Китона появляется суперспособный и артистичный стафф-терьер Роско Арбакла Люк, звезда первой погони, в ходе которой Бастер лишается одежды и вынужден притворяться пугалом. Вторая погоня, где сосед-соперник Джо Робертс и отец Сибил гонятся за влюбленными, благополучно завершается венчанием в речке – в мире "Пугала" все складывается настолько удачно, что даже священник тут почти падает с неба, чтобы поскорее провести обряд.
Бастер Китон и Джо Робертс на съемках фильма "Пугала"
Джо демонстрирует Бастеру достижения современной стоматологии