Меню сайта
Навигатор
Коллеги по цеху разных эпох и направлений
с необычайным энтузиазмом шлют Бастеру Китону лучи любви
О Китоне говорят
1. Питер Джексон (трилогия «Властелин колец»)

Бастер Китон — абсолютно гениальный комик и режиссер. Он опередил свое время, и я питаю к нему невероятную слабость. Если бы можно было познакомиться только с одним режиссером, то я выбрал бы Китона. Я могу пересматривать его фильмы вечно, и мне все равно смешно. «Генерал», по-моему, до сих пор один из величайших фильмов всех времен.

Источник: интервью Джону Кею, интервью журналу Rolling Stone
Бастер Китон — абсолютно гениальный комик и режиссер. Он опередил свое время, и я питаю к нему невероятную слабость. Если бы можно было познакомиться только с одним режиссером, то я выбрал бы Китона. Я могу пересматривать его фильмы вечно, и мне все равно смешно. «Генерал», по-моему, до сих пор один из величайших фильмов всех времен.

Источник: интервью Джону Кею, интервью журналу Rolling Stone

2. Терри Гиллиам («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»)

Единственным американским явлением, которое меня поразило, стало переоткрытие Бастера Китона. Он исключительный, абсолютно великолепный. Мои фавориты — «Семь Шансов» и «Шерлок-младший». «Семь Шансов» — полностью о ритме, а в «Шерлоке-младшем» он использует камеру удивительно оригинальным способом.

Источник: интервью Джорди Коста и Серджи Санчезу; книга «Terry Gilliam: Interviews»
Единственным американским явлением, которое меня поразило, стало переоткрытие Бастера Китона. Он исключительный, абсолютно великолепный. Мои фавориты — «Семь Шансов» и «Шерлок-младший». «Семь Шансов» — полностью о ритме, а в «Шерлоке-младшем» он использует камеру удивительно оригинальным способом.

Источник: интервью Джорди Коста и Серджи Санчезу; книга «Terry Gilliam: Interviews»
3. Джордж Миллер («Безумный Макс»)

Бастер Китон очень на меня повлиял. Можете мне не верить, но я делал «Безумного Макса», учась на «Генерале». Китон для меня вообще выше всех режиссеров. В немую эпоху делали такое, чего больше нигде не увидишь. Китон невероятно внимательно относился к камере и ставил очень сложные события в одном кадре. Если вы посмотрите его работы, поймете, насколько он был исключительным, насколько уникальным был разработанный им киноязык.

Источник: интервью The Telegraph, интервью для Indiewire
Бастер Китон очень на меня повлиял. Можете мне не верить, но я делал «Безумного Макса», учась на «Генерале». Китон для меня вообще выше всех режиссеров. В немую эпоху делали такое, чего больше нигде не увидишь. Китон невероятно внимательно относился к камере и ставил очень сложные события в одном кадре. Если вы посмотрите его работы, поймете, насколько он был исключительным, насколько уникальным был разработанный им киноязык.

Источник: интервью The Telegraph, интервью для Indiewire
4. Джим Джармуш («Мертвец», «Выживут только любовники»)

Обратите внимание на значок, который Джим нам ненавязчиво демонстрирует
Мой самый любимый режиссер — Бастер Китон. Он не только комик, но великий режиссер и актер. Китон сводил к минимуму мизансценирование, используя в основном средний и общий планы, так что его герой кажется в кадре маленьким, незащищенным, одиноким. Он не пытается подчеркнуть свою человечность или заставить вас ему сопереживать; вы делаете это сами, потому что он кажется в этих ландшафтах таким хрупким. Это просто замечательно — уметь самим способом съемки выразить суть персонажа.

Источник: статья для журнала Studio, 2005, № 215, интервью The Guardian
Обратите внимание на значок, который Джим нам ненавязчиво демонстрирует
Мой самый любимый режиссер — Бастер Китон. Он не только комик, но великий режиссер и актер. Китон сводил к минимуму мизансценирование, используя в основном средний и общий планы, так что его герой кажется в кадре маленьким, незащищенным, одиноким. Он не пытается подчеркнуть свою человечность или заставить вас ему сопереживать; вы делаете это сами, потому что он кажется в этих ландшафтах таким хрупким. Это просто замечательно — уметь самим способом съемки выразить суть персонажа.

Источник: статья для журнала Studio, 2005, № 215, интервью The Guardian
5. Орсон Уэллс («Гражданин Кейн»)

Китон был выше любых похвал, великий артист и один из самых красивых мужчин, которых я видел на экране. К тому же он был превосходным режиссером. В конечном итоге, никто к нему так не приблизился. Он был абсолютно гениален. Я считаю, что «Генерал» — один из лучших фильмов, когда-либо снятых, и самый поэтичный фильм, который я смотрел. Это кино неописуемой красоты.

Источник: книга Питера Богдановича «This is Orson Welles»; книга «My Lunches with Orson: Conversations between Henry Jaglom and Orson Welles»
Китон был выше любых похвал, великий артист и один из самых красивых мужчин, которых я видел на экране. К тому же он был превосходным режиссером. В конечном итоге, никто к нему так не приблизился. Он был абсолютно гениален. Я считаю, что «Генерал» — один из лучших фильмов, когда-либо снятых, и самый поэтичный фильм, который я смотрел. Это кино неописуемой красоты.

Источник: книга Питера Богдановича «This is Orson Welles»; книга «My Lunches with Orson: Conversations between Henry Jaglom and Orson Welles»
6. Терри Джонс («Монти Пайтон и священный Грааль»)

Бастер Китон повлиял на меня больше всех. Я восхищаюсь им, потому что он сделал комедию красивой, он серьезно к этому относился. Он не говорил: «О, это комедия, значит неважно, как она будет выглядеть». То, как она выглядит — это ключевой момент, отчасти потому, что мы творим всякие глупости. В ней должна быть внутренняя цельность.

Источник: книга Дэвида Моргана «Monty Python Speaks!», интервью для The Lady
Бастер Китон повлиял на меня больше всех. Я восхищаюсь им, потому что он сделал комедию красивой, он серьезно к этому относился. Он не говорил: «О, это комедия, значит неважно, как она будет выглядеть». То, как она выглядит — это ключевой момент, отчасти потому, что мы творим всякие глупости. В ней должна быть внутренняя цельность.

Источник: книга Дэвида Моргана «Monty Python Speaks!», интервью для The Lady
7. Ричард Лестер («Вечер трудного дня»)

Единственный мой любимый режиссер — Бастер Китон. Он был абсолютным мастером. У него можно многому поучиться: лаконичности съемки, монтажу и размещению камеры. Китон стал первым человеком, который понял, что комедия может быть красивой. В его фильмах была восхитительная красота. Он сам был красивым, и он понимал — а это важнейший навык для кинематографиста, — как использовать пространство вокруг персонажа. Он умел ставить камеру точно в нужное место, когда два дюйма вперед или назад всё бы испортили. Именно поэтому подобного ему никогда не будет.

Источник: книга «The Beatles in Richard Lester's A Hard Day's Night»
Единственный мой любимый режиссер — Бастер Китон. Он был абсолютным мастером. У него можно многому поучиться: лаконичности съемки, монтажу и размещению камеры. Китон стал первым человеком, который понял, что комедия может быть красивой. В его фильмах была восхитительная красота. Он сам был красивым, и он понимал — а это важнейший навык для кинематографиста, — как использовать пространство вокруг персонажа. Он умел ставить камеру точно в нужное место, когда два дюйма вперед или назад всё бы испортили. Именно поэтому подобного ему никогда не будет.

Источник: книга «The Beatles in Richard Lester's A Hard Day's Night»
8. Квентин Тарантино («Криминальное чтиво», «Убить Билла»)

Просмотр «Генерала» в кинотеатре Эль Сегундо был лучшим комедийным опытом в моей жизни. После первых десяти минут, когда нам объясняют сюжет, [Китон] создает такую безудержно смешную атмосферу, что любая мелочь вызывает взрыв хохота.

Но это не только постоянно смешной фильм. В «Генерале» есть та красота, которую, по-моему, комедия утратила. Она в образах, но больше, чем просто в изображении. Это поэтичное сказание о старине, которое дает ощутить другое время, и я не уверен, что подобная красота существует где-то еще, кроме немых фильмов.

Я большой любитель экшена в кино, и «Генерал» — один из великих экшенов. Это настоящая история, в которой разворачиваются серьезные события; совсем не похоже на то, что теперь происходит в комедиях.

Источник: интервью Питеру Богдановичу для «Великого Бастера»
Просмотр «Генерала» в кинотеатре Эль Сегундо был лучшим комедийным опытом в моей жизни. После первых десяти минут, когда нам объясняют сюжет, [Китон] создает такую безудержно смешную атмосферу, что любая мелочь вызывает взрыв хохота.

Но это не только постоянно смешной фильм. В «Генерале» есть та красота, которую, по-моему, комедия утратила. Она в образах, но больше, чем просто в изображении. Это поэтичное сказание о старине, которое дает ощутить другое время, и я не уверен, что подобная красота существует где-то еще, кроме немых фильмов.

Я большой любитель экшена в кино, и «Генерал» — один из великих экшенов. Это настоящая история, в которой разворачиваются серьезные события; совсем не похоже на то, что теперь происходит в комедиях.

Источник: интервью Питеру Богдановичу для «Великого Бастера»
9. Уильям Фридкин («Изгоняющий дьявола», «Французский связной»)

Бастер Китон был одним из величайших режиссеров и снял лучшие сцены погони в истории кино. Его фильмы — шедевры. Ни одна погоня никогда не могла сравниться с тем, что у него получилось. Китон сам ставил свои фильмы, сам в них снимался, сам их монтировал, и это просто потрясающе! Он раздвинул границы кинематографа, потому что погоня — это чистое кино. Там не нужны диалоги, там даже не нужна музыка. Погоню невозможно создать ни в одной другой среде: ни в живописи, ни в скульптуре, ни в литературе... только с помощью камеры и монтажного стола.

Источник: интервью на фестивале «Люмьер-2017»
Бастер Китон был одним из величайших режиссеров и снял лучшие сцены погони в истории кино. Его фильмы — шедевры. Ни одна погоня никогда не могла сравниться с тем, что у него получилось. Китон сам ставил свои фильмы, сам в них снимался, сам их монтировал, и это просто потрясающе! Он раздвинул границы кинематографа, потому что погоня — это чистое кино. Там не нужны диалоги, там даже не нужна музыка. Погоню невозможно создать ни в одной другой среде: ни в живописи, ни в скульптуре, ни в литературе... только с помощью камеры и монтажного стола.

Источник: интервью на фестивале «Люмьер-2017»
10. Луис Бунюэль («Андалузский пес», «Скромное обаяние буржуазии»)

Немногие из нас могут достичь такого ритмического и конструктивного единства, как Китон. Ключ к фильму — монтаж, который связывает и объединяет его элементы. Много говорят о технике таких фильмов, как «Метрополис», «Наполеон» и так далее, но никто не вспоминает о технике фильмов вроде «Вояки Батлера», потому что она так неотделимо смешана с остальными элементами, что думать о ней не приходит в голову; точно так же мы, живя в доме, не задумываемся о прочности материалов, из которых он построен. Суперфильмы должны служить для обучения техников; фильмы Китона проясняют саму реальность.

Он — большой специалист в исцелении болезни, называемой сентиментальностью. Бастер никогда не желает нас растрогать, зная цену легким слезам, но он и не клоун, заставляющий кататься в проходе от смеха. Однако, мы не перестаем улыбаться — не над ним, а над собой, здоровой улыбкой олимпийской силы.

Источник: рецензия на «Вояку Батлера», Cahiers de Art, №10, 1927
Немногие из нас могут достичь такого ритмического и конструктивного единства, как Китон. Ключ к фильму — монтаж, который связывает и объединяет его элементы. Много говорят о технике таких фильмов, как «Метрополис», «Наполеон» и так далее, но никто не вспоминает о технике фильмов вроде «Вояки Батлера», потому что она так неотделимо смешана с остальными элементами, что думать о ней не приходит в голову; точно так же мы, живя в доме, не задумываемся о прочности материалов, из которых он построен. Суперфильмы должны служить для обучения техников; фильмы Китона проясняют саму реальность.

Он — большой специалист в исцелении болезни, называемой сентиментальностью. Бастер никогда не желает нас растрогать, зная цену легким слезам, но он и не клоун, заставляющий кататься в проходе от смеха. Однако, мы не перестаем улыбаться — не над ним, а над собой, здоровой улыбкой олимпийской силы.

Источник: рецензия на «Вояку Батлера», Cahiers de Art, №10, 1927
11. Вернер Херцог («Фицкарральдо», «Агирре, гнев божий»)

Очень люблю Бастера Китона. Таю при одной мысли о нем. Я привожу его в пример, когда говорю, что некоторые из лучших кинорежиссеров были атлетами, Китон — воплощение атлета и настоящий акробат. Он один из изобретателей кинематографа. В каком-то смысле Китон — сама суть кино.

Он действительно умеет меня рассмешить. В его фильмах всегда чувствуется тихая трагедия, сама по себе очень смешная. Он использовал юмор, чтобы преодолеть жестокость мира.

Источник: книга «Знакомьтесь, Вернер Херцог»; интервью Питеру Богдановичу для «Великого Бастера»; 50th TIFF: Werner Herzog masterclass
Очень люблю Бастера Китона. Таю при одной мысли о нем. Я привожу его в пример, когда говорю, что некоторые из лучших кинорежиссеров были атлетами, Китон — воплощение атлета и настоящий акробат. Он один из изобретателей кинематографа. В каком-то смысле Китон — сама суть кино.

Он действительно умеет меня рассмешить. В его фильмах всегда чувствуется тихая трагедия, сама по себе очень смешная. Он использовал юмор, чтобы преодолеть жестокость мира.

Источник: книга «Знакомьтесь, Вернер Херцог»; интервью Питеру Богдановичу для «Великого Бастера»; 50th TIFF: Werner Herzog masterclass
12. Федерико Феллини («Сладкая жизнь», «8 ½»)

В Бастере Китоне меня всегда поражал отрешенный, беспристрастный взгляд на вещи, людей, жизнь. Китон не играет на твоих чувствах; свою борьбу он ведет не за исправление ошибок и не против несправедливости и потому не стремится растрогать тебя или вызвать твое возмущение. Впечатление такое, будто он упорно старается подсказать нам какую-то новую точку зрения, открыть какую-то совсем иную перспективу, чуть ли не новую философию, какую-то другую религию, которая опрокидывает все закосневшие идеи, представления, толкования, постулаты, делая очевидными их смехотворность и беспомощность. Этакое смешное существо, явившееся к нам прямо из дзэн-буддизма. Он и впрямь отличается прямо-таки восточной невозмутимостью, отсутствием рефлексов; его комизм — это комизм сновидений, в которых веселье, легкость, смешная сторона вещей воспринимаются на каком-то глубинном уровне; это просто удивительный беззвучный хохот, насмешка над неизмеримым и непримиримым противоречием между нашими взглядами на вещи и их истинной скрытой сутью. Китон в высшей степени современен.

Источник: автобиография «Делать фильм»
В Бастере Китоне меня всегда поражал отрешенный, беспристрастный взгляд на вещи, людей, жизнь. Китон не играет на твоих чувствах; свою борьбу он ведет не за исправление ошибок и не против несправедливости и потому не стремится растрогать тебя или вызвать твое возмущение. Впечатление такое, будто он упорно старается подсказать нам какую-то новую точку зрения, открыть какую-то совсем иную перспективу, чуть ли не новую философию, какую-то другую религию, которая опрокидывает все закосневшие идеи, представления, толкования, постулаты, делая очевидными их смехотворность и беспомощность. Этакое смешное существо, явившееся к нам прямо из дзэн-буддизма. Он и впрямь отличается прямо-таки восточной невозмутимостью, отсутствием рефлексов; его комизм — это комизм сновидений, в которых веселье, легкость, смешная сторона вещей воспринимаются на каком-то глубинном уровне; это просто удивительный беззвучный хохот, насмешка над неизмеримым и непримиримым противоречием между нашими взглядами на вещи и их истинной скрытой сутью. Китон в высшей степени современен.

Источник: автобиография «Делать фильм»
13. Иван Мозжухин («Костёр пылающий», «Дитя карнавала»)

Бастер Китон - на мой взгляд, самый гениальный режиссер, которого я знаю, после [Абеля] Ганса; но, если Ганс умеет придавать вещам драматический смысл, Китон сообщает им комическое выражение. В таких постановках он недостижим, и что поразительно, так это его неиссякаемая способность к обновлению, его воображение, никогда не нуждающееся в вдохновении. Если бы меня спросили, кто тот человек, который обладает самым острым и ясным пониманием кинематографа, я бы без колебаний ответил: Бастер Китон.

Источник: "Когда я был Михаилом Строговым" (1927)
Бастер Китон - на мой взгляд, самый гениальный режиссер, которого я знаю, после [Абеля] Ганса; но, если Ганс умеет придавать вещам драматический смысл, Китон сообщает им комическое выражение. В таких постановках он недостижим, и что поразительно, так это его неиссякаемая способность к обновлению, его воображение, никогда не нуждающееся в вдохновении. Если бы меня спросили, кто тот человек, который обладает самым острым и ясным пониманием кинематографа, я бы без колебаний ответил: Бастер Китон.

Источник: "Когда я был Михаилом Строговым" (1927)
БОНУС! Эксклюзивное интервью композитора, автора (и настоящего гения) Рона Маэла из арт-рок группы "Спаркс"

Я думаю, что Бастер Китон очень специфическим образом повлиял на мои собственные выступления, дав понять, что тонкость, определенное преуменьшение движения и выражения может быть не менее захватывающим (для отдельных проницательных людей!), чем гиперподвижность и экспрессия. Еще я думаю, что наше использование юмора в несколько обозревательном ключе, — это влияние Китона.

В частности, попытка избежать сентиментальности в эмоциональные моменты — это то, чему мы, возможно, косвенно научились у Китона. Именно поэтому для меня Китон намного важнее Чаплина. Каждому свое, я думаю!

Источник: наше собственное интервью с Роном Маэлом
Я думаю, что Бастер Китон очень специфическим образом повлиял на мои собственные выступления, дав понять, что тонкость, определенное преуменьшение движения и выражения может быть не менее захватывающим (для отдельных проницательных людей!), чем гиперподвижность и экспрессия. Еще я думаю, что наше использование юмора в несколько обозревательном ключе, — это влияние Китона.

В частности, попытка избежать сентиментальности в эмоциональные моменты — это то, чему мы, возможно, косвенно научились у Китона. Именно поэтому для меня Китон намного важнее Чаплина. Каждому свое, я думаю!

Источник: наше собственное интервью с Роном Маэлом