Коллеги по цеху разных эпох и направлений с необычайным энтузиазмом шлют Бастеру Китону лучи любви
О Китоне говорят
1. Питер Джексон (трилогия «Властелин колец»)
Бастер Китон — абсолютно гениальный комик и режиссер. Он опередил свое время, и я питаю к нему невероятную слабость. Если бы можно было познакомиться только с одним режиссером, то я выбрал бы Китона. Я могу пересматривать его фильмы вечно, и мне все равно смешно. «Генерал», по-моему, до сих пор один из величайших фильмов всех времен.
Бастер Китон — абсолютно гениальный комик и режиссер. Он опередил свое время, и я питаю к нему невероятную слабость. Если бы можно было познакомиться только с одним режиссером, то я выбрал бы Китона. Я могу пересматривать его фильмы вечно, и мне все равно смешно. «Генерал», по-моему, до сих пор один из величайших фильмов всех времен.
2. Терри Гиллиам («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»)
Единственным американским явлением, которое меня поразило, стало переоткрытие Бастера Китона. Он исключительный, абсолютно великолепный. Мои фавориты — «Семь Шансов» и «Шерлок-младший». «Семь Шансов» — полностью о ритме, а в «Шерлоке-младшем» он использует камеру удивительно оригинальным способом.
Единственным американским явлением, которое меня поразило, стало переоткрытие Бастера Китона. Он исключительный, абсолютно великолепный. Мои фавориты — «Семь Шансов» и «Шерлок-младший». «Семь Шансов» — полностью о ритме, а в «Шерлоке-младшем» он использует камеру удивительно оригинальным способом.
Бастер Китон очень на меня повлиял. Можете мне не верить, но я делал «Безумного Макса», учась на «Генерале». Китон для меня вообще выше всех режиссеров. В немую эпоху делали такое, чего больше нигде не увидишь. Китон невероятно внимательно относился к камере и ставил очень сложные события в одном кадре. Если вы посмотрите его работы, поймете, насколько он был исключительным, насколько уникальным был разработанный им киноязык.
Бастер Китон очень на меня повлиял. Можете мне не верить, но я делал «Безумного Макса», учась на «Генерале». Китон для меня вообще выше всех режиссеров. В немую эпоху делали такое, чего больше нигде не увидишь. Китон невероятно внимательно относился к камере и ставил очень сложные события в одном кадре. Если вы посмотрите его работы, поймете, насколько он был исключительным, насколько уникальным был разработанный им киноязык.
4. Джим Джармуш («Мертвец», «Выживут только любовники»)
Обратите внимание на значок, который Джим нам ненавязчиво демонстрирует
Мой самый любимый режиссер — Бастер Китон. Он не только комик, но великий режиссер и актер. Китон сводил к минимуму мизансценирование, используя в основном средний и общий планы, так что его герой кажется в кадре маленьким, незащищенным, одиноким. Он не пытается подчеркнуть свою человечность или заставить вас ему сопереживать; вы делаете это сами, потому что он кажется в этих ландшафтах таким хрупким. Это просто замечательно — уметь самим способом съемки выразить суть персонажа.
Обратите внимание на значок, который Джим нам ненавязчиво демонстрирует
Мой самый любимый режиссер — Бастер Китон. Он не только комик, но великий режиссер и актер. Китон сводил к минимуму мизансценирование, используя в основном средний и общий планы, так что его герой кажется в кадре маленьким, незащищенным, одиноким. Он не пытается подчеркнуть свою человечность или заставить вас ему сопереживать; вы делаете это сами, потому что он кажется в этих ландшафтах таким хрупким. Это просто замечательно — уметь самим способом съемки выразить суть персонажа.
Китон был выше любых похвал, великий артист и один из самых красивых мужчин, которых я видел на экране. К тому же он был превосходным режиссером. В конечном итоге, никто к нему так не приблизился. Он был абсолютно гениален. Я считаю, что «Генерал» — один из лучших фильмов, когда-либо снятых, и самый поэтичный фильм, который я смотрел. Это кино неописуемой красоты.
Китон был выше любых похвал, великий артист и один из самых красивых мужчин, которых я видел на экране. К тому же он был превосходным режиссером. В конечном итоге, никто к нему так не приблизился. Он был абсолютно гениален. Я считаю, что «Генерал» — один из лучших фильмов, когда-либо снятых, и самый поэтичный фильм, который я смотрел. Это кино неописуемой красоты.
6. Терри Джонс («Монти Пайтон и священный Грааль»)
Бастер Китон повлиял на меня больше всех. Я восхищаюсь им, потому что он сделал комедию красивой, он серьезно к этому относился. Он не говорил: «О, это комедия, значит неважно, как она будет выглядеть». То, как она выглядит — это ключевой момент, отчасти потому, что мы творим всякие глупости. В ней должна быть внутренняя цельность.
Бастер Китон повлиял на меня больше всех. Я восхищаюсь им, потому что он сделал комедию красивой, он серьезно к этому относился. Он не говорил: «О, это комедия, значит неважно, как она будет выглядеть». То, как она выглядит — это ключевой момент, отчасти потому, что мы творим всякие глупости. В ней должна быть внутренняя цельность.
Единственный мой любимый режиссер — Бастер Китон. Он был абсолютным мастером. У него можно многому поучиться: лаконичности съемки, монтажу и размещению камеры. Китон стал первым человеком, который понял, что комедия может быть красивой. В его фильмах была восхитительная красота. Он сам был красивым, и он понимал — а это важнейший навык для кинематографиста, — как использовать пространство вокруг персонажа. Он умел ставить камеру точно в нужное место, когда два дюйма вперед или назад всё бы испортили. Именно поэтому подобного ему никогда не будет.
Единственный мой любимый режиссер — Бастер Китон. Он был абсолютным мастером. У него можно многому поучиться: лаконичности съемки, монтажу и размещению камеры. Китон стал первым человеком, который понял, что комедия может быть красивой. В его фильмах была восхитительная красота. Он сам был красивым, и он понимал — а это важнейший навык для кинематографиста, — как использовать пространство вокруг персонажа. Он умел ставить камеру точно в нужное место, когда два дюйма вперед или назад всё бы испортили. Именно поэтому подобного ему никогда не будет.
Просмотр «Генерала» в кинотеатре Эль Сегундо был лучшим комедийным опытом в моей жизни. После первых десяти минут, когда нам объясняют сюжет, [Китон] создает такую безудержно смешную атмосферу, что любая мелочь вызывает взрыв хохота.
Но это не только постоянно смешной фильм. В «Генерале» есть та красота, которую, по-моему, комедия утратила. Она в образах, но больше, чем просто в изображении. Это поэтичное сказание о старине, которое дает ощутить другое время, и я не уверен, что подобная красота существует где-то еще, кроме немых фильмов.
Я большой любитель экшена в кино, и «Генерал» — один из великих экшенов. Это настоящая история, в которой разворачиваются серьезные события; совсем не похоже на то, что теперь происходит в комедиях.
Просмотр «Генерала» в кинотеатре Эль Сегундо был лучшим комедийным опытом в моей жизни. После первых десяти минут, когда нам объясняют сюжет, [Китон] создает такую безудержно смешную атмосферу, что любая мелочь вызывает взрыв хохота.
Но это не только постоянно смешной фильм. В «Генерале» есть та красота, которую, по-моему, комедия утратила. Она в образах, но больше, чем просто в изображении. Это поэтичное сказание о старине, которое дает ощутить другое время, и я не уверен, что подобная красота существует где-то еще, кроме немых фильмов.
Я большой любитель экшена в кино, и «Генерал» — один из великих экшенов. Это настоящая история, в которой разворачиваются серьезные события; совсем не похоже на то, что теперь происходит в комедиях.
9. Уильям Фридкин («Изгоняющий дьявола», «Французский связной»)
Бастер Китон был одним из величайших режиссеров и снял лучшие сцены погони в истории кино. Его фильмы — шедевры. Ни одна погоня никогда не могла сравниться с тем, что у него получилось. Китон сам ставил свои фильмы, сам в них снимался, сам их монтировал, и это просто потрясающе! Он раздвинул границы кинематографа, потому что погоня — это чистое кино. Там не нужны диалоги, там даже не нужна музыка. Погоню невозможно создать ни в одной другой среде: ни в живописи, ни в скульптуре, ни в литературе... только с помощью камеры и монтажного стола.
Бастер Китон был одним из величайших режиссеров и снял лучшие сцены погони в истории кино. Его фильмы — шедевры. Ни одна погоня никогда не могла сравниться с тем, что у него получилось. Китон сам ставил свои фильмы, сам в них снимался, сам их монтировал, и это просто потрясающе! Он раздвинул границы кинематографа, потому что погоня — это чистое кино. Там не нужны диалоги, там даже не нужна музыка. Погоню невозможно создать ни в одной другой среде: ни в живописи, ни в скульптуре, ни в литературе... только с помощью камеры и монтажного стола.
Немногие из нас могут достичь такого ритмического и конструктивного единства, как Китон. Ключ к фильму — монтаж, который связывает и объединяет его элементы. Много говорят о технике таких фильмов, как «Метрополис», «Наполеон» и так далее, но никто не вспоминает о технике фильмов вроде «Вояки Батлера», потому что она так неотделимо смешана с остальными элементами, что думать о ней не приходит в голову; точно так же мы, живя в доме, не задумываемся о прочности материалов, из которых он построен. Суперфильмы должны служить для обучения техников; фильмы Китона проясняют саму реальность.
Он — большой специалист в исцелении болезни, называемой сентиментальностью. Бастер никогда не желает нас растрогать, зная цену легким слезам, но он и не клоун, заставляющий кататься в проходе от смеха. Однако, мы не перестаем улыбаться — не над ним, а над собой, здоровой улыбкой олимпийской силы.
Источник: рецензия на «Вояку Батлера», Cahiers de Art, №10, 1927
Немногие из нас могут достичь такого ритмического и конструктивного единства, как Китон. Ключ к фильму — монтаж, который связывает и объединяет его элементы. Много говорят о технике таких фильмов, как «Метрополис», «Наполеон» и так далее, но никто не вспоминает о технике фильмов вроде «Вояки Батлера», потому что она так неотделимо смешана с остальными элементами, что думать о ней не приходит в голову; точно так же мы, живя в доме, не задумываемся о прочности материалов, из которых он построен. Суперфильмы должны служить для обучения техников; фильмы Китона проясняют саму реальность.
Он — большой специалист в исцелении болезни, называемой сентиментальностью. Бастер никогда не желает нас растрогать, зная цену легким слезам, но он и не клоун, заставляющий кататься в проходе от смеха. Однако, мы не перестаем улыбаться — не над ним, а над собой, здоровой улыбкой олимпийской силы.
Источник: рецензия на «Вояку Батлера», Cahiers de Art, №10, 1927
Очень люблю Бастера Китона. Таю при одной мысли о нем. Я привожу его в пример, когда говорю, что некоторые из лучших кинорежиссеров были атлетами, Китон — воплощение атлета и настоящий акробат. Он один из изобретателей кинематографа. В каком-то смысле Китон — сама суть кино.
Он действительно умеет меня рассмешить. В его фильмах всегда чувствуется тихая трагедия, сама по себе очень смешная. Он использовал юмор, чтобы преодолеть жестокость мира.
Очень люблю Бастера Китона. Таю при одной мысли о нем. Я привожу его в пример, когда говорю, что некоторые из лучших кинорежиссеров были атлетами, Китон — воплощение атлета и настоящий акробат. Он один из изобретателей кинематографа. В каком-то смысле Китон — сама суть кино.
Он действительно умеет меня рассмешить. В его фильмах всегда чувствуется тихая трагедия, сама по себе очень смешная. Он использовал юмор, чтобы преодолеть жестокость мира.
В Бастере Китоне меня всегда поражал отрешенный, беспристрастный взгляд на вещи, людей, жизнь. Китон не играет на твоих чувствах; свою борьбу он ведет не за исправление ошибок и не против несправедливости и потому не стремится растрогать тебя или вызвать твое возмущение. Впечатление такое, будто он упорно старается подсказать нам какую-то новую точку зрения, открыть какую-то совсем иную перспективу, чуть ли не новую философию, какую-то другую религию, которая опрокидывает все закосневшие идеи, представления, толкования, постулаты, делая очевидными их смехотворность и беспомощность. Этакое смешное существо, явившееся к нам прямо из дзэн-буддизма. Он и впрямь отличается прямо-таки восточной невозмутимостью, отсутствием рефлексов; его комизм — это комизм сновидений, в которых веселье, легкость, смешная сторона вещей воспринимаются на каком-то глубинном уровне; это просто удивительный беззвучный хохот, насмешка над неизмеримым и непримиримым противоречием между нашими взглядами на вещи и их истинной скрытой сутью. Китон в высшей степени современен.
В Бастере Китоне меня всегда поражал отрешенный, беспристрастный взгляд на вещи, людей, жизнь. Китон не играет на твоих чувствах; свою борьбу он ведет не за исправление ошибок и не против несправедливости и потому не стремится растрогать тебя или вызвать твое возмущение. Впечатление такое, будто он упорно старается подсказать нам какую-то новую точку зрения, открыть какую-то совсем иную перспективу, чуть ли не новую философию, какую-то другую религию, которая опрокидывает все закосневшие идеи, представления, толкования, постулаты, делая очевидными их смехотворность и беспомощность. Этакое смешное существо, явившееся к нам прямо из дзэн-буддизма. Он и впрямь отличается прямо-таки восточной невозмутимостью, отсутствием рефлексов; его комизм — это комизм сновидений, в которых веселье, легкость, смешная сторона вещей воспринимаются на каком-то глубинном уровне; это просто удивительный беззвучный хохот, насмешка над неизмеримым и непримиримым противоречием между нашими взглядами на вещи и их истинной скрытой сутью. Китон в высшей степени современен.
13. Иван Мозжухин («Костёр пылающий», «Дитя карнавала»)
Бастер Китон - на мой взгляд, самый гениальный режиссер, которого я знаю, после [Абеля] Ганса; но, если Ганс умеет придавать вещам драматический смысл, Китон сообщает им комическое выражение. В таких постановках он недостижим, и что поразительно, так это его неиссякаемая способность к обновлению, его воображение, никогда не нуждающееся в вдохновении. Если бы меня спросили, кто тот человек, который обладает самым острым и ясным пониманием кинематографа, я бы без колебаний ответил: Бастер Китон.
Бастер Китон - на мой взгляд, самый гениальный режиссер, которого я знаю, после [Абеля] Ганса; но, если Ганс умеет придавать вещам драматический смысл, Китон сообщает им комическое выражение. В таких постановках он недостижим, и что поразительно, так это его неиссякаемая способность к обновлению, его воображение, никогда не нуждающееся в вдохновении. Если бы меня спросили, кто тот человек, который обладает самым острым и ясным пониманием кинематографа, я бы без колебаний ответил: Бастер Китон.
БОНУС! Эксклюзивное интервью композитора, автора (и настоящего гения) Рона Маэла из арт-рок группы "Спаркс"
Я думаю, что Бастер Китон очень специфическим образом повлиял на мои собственные выступления, дав понять, что тонкость, определенное преуменьшение движения и выражения может быть не менее захватывающим (для отдельных проницательных людей!), чем гиперподвижность и экспрессия. Еще я думаю, что наше использование юмора в несколько обозревательном ключе, — это влияние Китона.
В частности, попытка избежать сентиментальности в эмоциональные моменты — это то, чему мы, возможно, косвенно научились у Китона. Именно поэтому для меня Китон намного важнее Чаплина. Каждому свое, я думаю!
Я думаю, что Бастер Китон очень специфическим образом повлиял на мои собственные выступления, дав понять, что тонкость, определенное преуменьшение движения и выражения может быть не менее захватывающим (для отдельных проницательных людей!), чем гиперподвижность и экспрессия. Еще я думаю, что наше использование юмора в несколько обозревательном ключе, — это влияние Китона.
В частности, попытка избежать сентиментальности в эмоциональные моменты — это то, чему мы, возможно, косвенно научились у Китона. Именно поэтому для меня Китон намного важнее Чаплина. Каждому свое, я думаю!