Меню сайта
Навигатор
Наш небольшой архив (в основном иностранных) книг о Бастере Китоне. Мы открыты 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и у нас есть что почитать!
Библиотека
Биографии:
1. Buster Keaton, Charles Samuels — My Wonderful World of Slapstick (1960)

История Бастера Китона, рассказанная им самим. Как бы автобиография в соавторстве с Чарльзом Сэмюэлсом, на деле — пространное интервью, из которого Сэмюэлс попытался создать связную историю. Получилась весьма ненадежная, зато местами очень смешная и трогательная книга, в которой Бастер травит байки о водевиле, детстве и молодости, вспоминает людей, с которыми работал в разное время, очень сдержанно и с иронией касается своих проблем, и в полном соответствии с образом практически ни на что не жалуется и никого, кроме себя, не винит.

К сожалению, повествование норовит перескакивать с темы на тему, то застревая на мелких эпизодах, то пропуская значительные события (про съемки собственных фильмов, например, сказано до обидного мало). К тому же, поскольку Сэмюэлс не вел аудиозапись бесед, неизвестно, сколько в этой книге действительно сказано Китоном, а сколько появилось или пропало при редактировании.

Единственная книга о БК, изданная на русском языке.

Скачать: PDF (ocr) (eng) EPUB (rus)

История Бастера Китона, рассказанная им самим. Как бы автобиография в соавторстве с Чарльзом Сэмюэлсом, на деле — пространное интервью, из которого Сэмюэлс попытался создать связную историю. Получилась весьма ненадежная, зато местами очень смешная и трогательная книга, в которой Бастер травит байки о водевиле, детстве и молодости, вспоминает людей, с которыми работал в разное время, очень сдержанно и с иронией касается своих проблем, и в полном соответствии с образом практически ни на что не жалуется и никого, кроме себя, не винит.

К сожалению, повествование норовит перескакивать с темы на тему, то застревая на мелких эпизодах, то пропуская значительные события (про съемки собственных фильмов, например, сказано до обидного мало). К тому же, поскольку Сэмюэлс не вел аудиозапись бесед, неизвестно, сколько в этой книге действительно сказано Китоном, а сколько появилось или пропало при редактировании.

Единственная книга о БК, изданная на русском языке.

Скачать: PDF (ocr) (eng) EPUB (rus)
2. Rudi Blesh — Keaton (1966)

Самая первая, прижизненная и во многих отношениях непревзойденная беллетризованная биография. Джазовый критик Руди Блеш за время написания книги (приблизительно 1952-1954 гг.) по-настоящему сблизился с Китонами, в результате чего Бастер сказал ему больше, чем кому бы то ни было еще (включая Сэмюэлса). Кроме того, в умелых руках Блеша сама по себе совершенно фантастическая история жизни Китона превратилась в настоящий художественный роман.

Правда, Блеш с его тройной концепцией Судьбы в лице Случая, Чуда и Машины видит в Китоне почти героя древнегреческой трагедии (что, впрочем, не совсем лишено оснований), и иногда, противореча собственной китонской сдержанности, чрезвычайно эмоционален. К тому же книга в основном опять полагается на сказанное самим Китоном (еще Блеш обширно использует интервью с его матерью Майрой Китон и друзьями Клайдом Брукманом и Бастером Коллиером) и содержит немало ошибок (как фактических — Бастер не всегда вспоминал события именно так, как они происходили, а Блеш еще и норовил приписать от себя; так и в описаниях фильмов, которые на момент написания книги были практически недоступны). Вдобавок весь период после перехода Китона на MGM тут называется "А потом..." и занимает 100 страниц из 400.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Самая первая, прижизненная и во многих отношениях непревзойденная беллетризованная биография. Джазовый критик Руди Блеш за время написания книги (приблизительно 1952-1954 гг.) по-настоящему сблизился с Китонами, в результате чего Бастер сказал ему больше, чем кому бы то ни было еще (включая Сэмюэлса). Кроме того, в умелых руках Блеша сама по себе совершенно фантастическая история жизни Китона превратилась в настоящий художественный роман.

Правда, Блеш с его тройной концепцией Судьбы в лице Случая, Чуда и Машины видит в Китоне почти героя древнегреческой трагедии (что, впрочем, не совсем лишено оснований), и иногда, противореча собственной китонской сдержанности, чрезвычайно эмоционален. К тому же книга в основном опять полагается на сказанное самим Китоном (еще Блеш обширно использует интервью с его матерью Майрой Китон и друзьями Клайдом Брукманом и Бастером Коллиером) и содержит немало ошибок (как фактических — Бастер не всегда вспоминал события именно так, как они происходили, а Блеш еще и норовил приписать от себя; так и в описаниях фильмов, которые на момент написания книги были практически недоступны). Вдобавок весь период после перехода Китона на MGM тут называется "А потом..." и занимает 100 страниц из 400.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
3. Tom Dardis — The Man Who Wouldn't Lie Down (1979)

Вторая биография, на момент написания которой Китон успел умереть и стать признанным классиком; попытка описать его жизнь менее художественно и более объективно, чем это сделал Блеш. Дардис опирался на интервью с родными, друзьями и людьми, работавшими с Китоном в разные годы, включая MGM-овских управляющих, и раздобыл интересные документы в архивах MGM, опровергающие некоторые созданные Китоном и Блешем мифы. Получилась сочувствующая и довольно грустная книга с сильным акцентом на годы разрушения, алкоголизма и упадка.

К сожалению, исправляя ошибки Блеша, Дардис насажал море своих собственных (в том числе — опять в описаниях фильмов, что особенно странно). Вдобавок он изобразил Китона жертвой жестокого обращения в семье (с чем тот сам категорически не соглашался), а знаковую неулыбчивость — прямым следствием такого обращения; что многих закономерно раздражает.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Вторая биография, на момент написания которой Китон успел умереть и стать признанным классиком; попытка описать его жизнь менее художественно и более объективно, чем это сделал Блеш. Дардис опирался на интервью с родными, друзьями и людьми, работавшими с Китоном в разные годы, включая MGM-овских управляющих, и раздобыл интересные документы в архивах MGM, опровергающие некоторые созданные Китоном и Блешем мифы. Получилась сочувствующая и довольно грустная книга с сильным акцентом на годы разрушения, алкоголизма и упадка.

К сожалению, исправляя ошибки Блеша, Дардис насажал море своих собственных (в том числе — опять в описаниях фильмов, что особенно странно). Вдобавок он изобразил Китона жертвой жестокого обращения в семье (с чем тот сам категорически не соглашался), а знаковую неулыбчивость — прямым следствием такого обращения; что многих закономерно раздражает.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
4. Marion Meade — Buster Keaton: Cut to the Chase (1995)

Последняя масштабная биография Китона, вышедшая к столетию со дня его рождения и имеющая самую сомнительную репутацию (возможно, даже несколько преувеличенную). Несмотря на чрезвычайно обширное предварительное исследование (бесконечный перечень материалов можно посмотреть тут), сама биография опасно недостоверна — Мид часто высказывает не подтвержденные ее же источниками сомнительные предположения (самое нелепое из которых гласит, что Китон был функционально неграмотным), вырывает цитаты из контекста, выдумывает героям переживания и вешает ярлыки. Мало того, в попытке нарисовать психологический портрет Китона она заходит еще дальше Дардиса и с помощью психолога Алис Миллер и ее книги «The Untouched Key» прямым текстом ставит ему диссоциативное расстройство личности.

Но при этом совсем отмахнуться от биографии Мид тоже нельзя — в ней присутствует больше, чем где бы то ни было, подробного и как правило достоверного фактического материала со ссылками на источники, уникальные свидетельства очевидцев и наиболее полная картина жизни "а потом". Но читать ее (как, впрочем, и все предыдущие книги) нужно с осторожностью.

Скачать: EPUB (eng)

Последняя масштабная биография Китона, вышедшая к столетию со дня его рождения и имеющая самую сомнительную репутацию (возможно, даже несколько преувеличенную). Несмотря на чрезвычайно обширное предварительное исследование (бесконечный перечень материалов можно посмотреть тут), сама биография опасно недостоверна — Мид часто высказывает не подтвержденные ее же источниками сомнительные предположения (самое нелепое из которых гласит, что Китон был функционально неграмотным), вырывает цитаты из контекста, выдумывает героям переживания и вешает ярлыки. Мало того, в попытке нарисовать психологический портрет Китона она заходит еще дальше Дардиса и с помощью психолога Алис Миллер и ее книги «The Untouched Key» прямым текстом ставит ему диссоциативное расстройство личности.

Но при этом совсем отмахнуться от биографии Мид тоже нельзя — в ней присутствует больше, чем где бы то ни было, подробного и как правило достоверного фактического материала со ссылками на источники, уникальные свидетельства очевидцев и наиболее полная картина жизни "а потом". Но читать ее (как, впрочем, и все предыдущие книги) нужно с осторожностью.

Скачать: EPUB (eng)
5. Eleonor Keaton, Jeffry Vance — Buster Keaton Remembered (1998)

Очень богато иллюстрированная книга-альбом о Китоне с воспоминаниями Элеонор, его третьей жены; а также краткой, зато самой точной биографией, и анализом фильмов от Джеффри Вэнса. Ценна по большей части воспоминаниями, но еще больше — фотографиями, которых тут великое множество, и многие из которых больше нигде никогда не всплывали. Еще в конце книги приведены выдержки из главы о Китоне замечательной книги «Парад ушел» Кевина Браунлоу.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Очень богато иллюстрированная книга-альбом о Китоне с воспоминаниями Элеонор, его третьей жены; а также краткой, зато самой точной биографией, и анализом фильмов от Джеффри Вэнса. Ценна по большей части воспоминаниями, но еще больше — фотографиями, которых тут великое множество, и многие из которых больше нигде никогда не всплывали. Еще в конце книги приведены выдержки из главы о Китоне замечательной книги «Парад ушел» Кевина Браунлоу.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
6. Imogen Sara Smith — The Persistence of Comedy (2008)

Небольшая по объему, отлично написанная, глубоко личная и обожающая книга — не вполне биография и не совсем критический анализ фильмов, а скорее попытка понять чрезвычайно странную личность Китона через его не менее странные жизнь и творчество. Попытка неудачная, как сразу во вступлении предупреждает нас автор, но тем не менее давшая в результате один из самых лучших и проницательных текстов о Китоне на сегодняшний день. Сара Смит полемизирует со всеми авторами до нее (большинство книг, на которые она опирается, представлены в этой подборке), с кем-то она соглашается, с кем-то спорит, исправляет чужие ошибки и почти не ошибается сама; при этом читать остальные книги для ее понимания совсем не обязательно.
Пожалуй, главный недостаток, который можно усмотреть в этой книге, проистекает из ее достоинств — иногда море обожания автором своего объекта выходит из берегов. Но самую капельку.

Скачать: EPUB (eng)
Небольшая по объему, отлично написанная, глубоко личная и обожающая книга — не вполне биография и не совсем критический анализ фильмов, а скорее попытка понять чрезвычайно странную личность Китона через его не менее странные жизнь и творчество. Попытка неудачная, как сразу во вступлении предупреждает нас автор, но тем не менее давшая в результате один из самых лучших и проницательных текстов о Китоне на сегодняшний день. Сара Смит полемизирует со всеми авторами до нее (большинство книг, на которые она опирается, представлены в этой подборке), с кем-то она соглашается, с кем-то спорит, исправляет чужие ошибки и почти не ошибается сама; при этом читать остальные книги для ее понимания совсем не обязательно.
Пожалуй, главный недостаток, который можно усмотреть в этой книге, проистекает из ее достоинств — иногда море обожания автором своего объекта выходит из берегов. Но самую капельку.

Скачать: EPUB (eng)
7. Kevin Sweeney — Buster Keaton: Interviews (2007)

Книга, собранная Кевином Суини из интервью с Китоном с 1921 по 1965 год. Предлагает бесценную возможность послушать голос Бастера, не искаженный интерпретациями Сэмюэлса и Блеша. Ранние интервью дают не так много полезной информации, зато позволяют себе представить, на что был похож закадровый Бастер в стрессовой обстановке в годы своего восхождения. За интервью 1923 года, взятым после окончания съемок «Нашего Гостеприимства», сразу следует интервью 1956 года к выходу «Истории Бастера Китона». Дальше по вопросам журналистов видно, как к Китону понемногу возвращается его культовый статус. Самые интересные интервью в книге, на наш взгляд, появляются ближе к концу — чудесно неформальная долгая беседа почти семидесятилетнего Бастера с двадцатишестилетним Кевином Браунлоу, проходившая у Китона дома, в окружении кур, старых фотографий и самодельного пивного салуна («Хочешь стаканчик на дорожку? Лучшее пиво в городе!»), во время которой Китон показывает Браунлоу разные сценки и сам изображает курицу; и, напротив, очень официальная беседа с журналистами Sight&Sound на Венецианском кинофестивале в 1965 году. Во всех интервью поражает, насколько фантастически детально Китон помнит съемки своих фильмов три десятилетия спустя.

В книге два недостатка. Первый — обилие однообразных вопросов. Журналисты раз за разом спрашивают Бастера про псевдоним, детство в водевиле, приход звука, и где-то к середине книги можно научиться рассказывать байку о Гудини и падении с лестницы его словами без единой запинки (Китон отполировал свою мифологию до блеска, поэтому ответы на некоторые вопросы звучат почти строго одинаково). Второй — в книге начисто опущены инфернальные интервью 1930-1940х; то ли автор их не нашел, то ли опустил специально — в конце концов, книга вышла с подзаголовком «Беседы с кинорежиссерами», а не «Король Лир».

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Книга, собранная Кевином Суини из интервью с Китоном с 1921 по 1965 год. Предлагает бесценную возможность послушать голос Бастера, не искаженный интерпретациями Сэмюэлса и Блеша. Ранние интервью дают не так много полезной информации, зато позволяют себе представить, на что был похож закадровый Бастер в стрессовой обстановке в годы своего восхождения. За интервью 1923 года, взятым после окончания съемок «Нашего Гостеприимства», сразу следует интервью 1956 года к выходу «Истории Бастера Китона». Дальше по вопросам журналистов видно, как к Китону понемногу возвращается его культовый статус. Самые интересные интервью в книге, на наш взгляд, появляются ближе к концу — чудесно неформальная долгая беседа почти семидесятилетнего Бастера с двадцатишестилетним Кевином Браунлоу, проходившая у Китона дома, в окружении кур, старых фотографий и самодельного пивного салуна («Хочешь стаканчик на дорожку? Лучшее пиво в городе!»), во время которой Китон показывает Браунлоу разные сценки и сам изображает курицу; и, напротив, очень официальная беседа с журналистами Sight&Sound на Венецианском кинофестивале в 1965 году. Во всех интервью поражает, насколько фантастически детально Китон помнит съемки своих фильмов три десятилетия спустя.

В книге два недостатка. Первый — обилие однообразных вопросов. Журналисты раз за разом спрашивают Бастера про псевдоним, детство в водевиле, приход звука, и где-то к середине книги можно научиться рассказывать байку о Гудини и падении с лестницы его словами без единой запинки (Китон отполировал свою мифологию до блеска, поэтому ответы на некоторые вопросы звучат почти строго одинаково). Второй — в книге начисто опущены инфернальные интервью 1930-1940х; то ли автор их не нашел, то ли опустил специально — в конце концов, книга вышла с подзаголовком «Беседы с кинорежиссерами», а не «Король Лир».

Скачать: PDF (ocr) (eng)
8. David Macleod — Looking Back: Buster Keaton's 1951 British Music Hall Tour (2021)

Совсем небольшая свежая книжечка, повествующая о гастрольном туре Китона по Англии в 1951 году, основанная по большей части на коллекции газетных вырезок, среди которых попадаются весьма любопытные интервью. Приоткрывает завесу над совершенно неизвестной главой в жизни Китона и дает доступ к очень труднодоступным материалам, а заодно рассказывает забавную историю о том, как Бастер, который обычно очаровывал всех с первого взгляда, умудрился не поладить с британской театральной мегазвездой Джорджем Роби.

Скачать: EPUB (eng)
Совсем небольшая свежая книжечка, повествующая о гастрольном туре Китона по Англии в 1951 году, основанная по большей части на коллекции газетных вырезок, среди которых попадаются весьма любопытные интервью. Приоткрывает завесу над совершенно неизвестной главой в жизни Китона и дает доступ к очень труднодоступным материалам, а заодно рассказывает забавную историю о том, как Бастер, который обычно очаровывал всех с первого взгляда, умудрился не поладить с британской театральной мегазвездой Джорджем Роби.

Скачать: EPUB (eng)
9. Oliver Lindsay Scott — The Little Iron Man (1995)

Cамая редкая книга о Китоне, «The Little Iron Man» была выпущена в самиздате тиражом 500 экземпляров аж в Новой Зеландии. Ее автор, Оливер Линдсей Скотт, долгие доинтернетные годы собирал сказанное самим Китоном (включая автобиографию, его беседы с биографом Руди Блешем и всякие разные интервью), а потом объединил все это в более чем 500-страничный том энциклопедического формата. Но самое главное – Скотт (бесконечно звоня по телефону из своей Новой Зеландии) взял у вдовы Китона, Элеонор, самое пространное, подробное и откровенное интервью, занимающее солидную часть книги (по объему оно в разы больше, чем весь ее текст в «Buster Keaton Remembered»), где она комментирует и дополняет сказанное Бастером. Эта книга едва ли сгодится за настоящую биографию из-за своей полнейшей субъективности, зато показывает, каким видела Бастера обожающая его Элеонор, человек удивительной прямоты и силы духа, и многое говорит не только о нем, но и о ней самой.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Cамая редкая книга о Китоне, «The Little Iron Man» была выпущена в самиздате тиражом 500 экземпляров аж в Новой Зеландии. Ее автор, Оливер Линдсей Скотт, долгие доинтернетные годы собирал сказанное самим Китоном (включая автобиографию, его беседы с биографом Руди Блешем и всякие разные интервью), а потом объединил все это в более чем 500-страничный том энциклопедического формата. Но самое главное – Скотт (бесконечно звоня по телефону из своей Новой Зеландии) взял у вдовы Китона, Элеонор, самое пространное, подробное и откровенное интервью, занимающее солидную часть книги (по объему оно в разы больше, чем весь ее текст в «Buster Keaton Remembered»), где она комментирует и дополняет сказанное Бастером. Эта книга едва ли сгодится за настоящую биографию из-за своей полнейшей субъективности, зато показывает, каким видела Бастера обожающая его Элеонор, человек удивительной прямоты и силы духа, и многое говорит не только о нем, но и о ней самой.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
10. James Curtis — Buster Keaton: A Filmmaker's Life (2022)

Книга маститого кинобиографа Джеймса Кертиса — огромный том на 832 страницы, который автор писал в общей сложности чуть ли не десятилетие — должна была стать лучшей и, как это говорится за бугром, «окончательной» биографией Китона. Но, увы, опять не удалось. Безусловно, эта, самая большая и детальная из них, но прорыва не вышло — ошибок, неточностей и искажений в ней, вероятно, не меньше, чем в проклятой фанклубом предыдущей большой биографии Марион Мид (см. п.4). Правда, за счет того, что Кертис вроде как беспристрастен — его сухой стиль ближе всего к статье в википедии, и он не только не пытается добавить истории сенсационности, как Мид, а наоборот, старательно сглаживает любые острые углы и маскирует неудобные темы, создается впечатление, что он приводит только факты, основанные на источниках. На деле так происходит далеко не всегда — как и Мид, Кертис частенько выдает за них собственные мнения и выдумки и делает странные выводы из своих же ошибочных предпосылок, иногда добавляя путаницы даже там, где ее раньше не было (ситуация усложнятся тем, что ссылок, кроме источников прямых цитат, он почти не приводит). Подробный перечень ошибок займет не один десяток страниц текста (когда-нибудь мы его обязательно напишем), но, как ни крути, это действительно самая подробная книга о Бастере, которая теперь есть, и она содержит достаточно новой (хоть и не всегда правдивой) информации и цитат, чтобы уважающий себя бастерофан все равно не мог ее пропустить.

Скачать: EPUB (eng)
Книга маститого кинобиографа Джеймса Кертиса — огромный том на 832 страницы, который автор писал в общей сложности чуть ли не десятилетие — должна была стать лучшей и, как это говорится за бугром, «окончательной» биографией Китона. Но, увы, опять не удалось. Безусловно, эта, самая большая и детальная из них, но прорыва не вышло — ошибок, неточностей и искажений в ней, вероятно, не меньше, чем в проклятой фанклубом предыдущей большой биографии Марион Мид (см. п.4). Правда, за счет того, что Кертис вроде как беспристрастен — его сухой стиль ближе всего к статье в википедии, и он не только не пытается добавить истории сенсационности, как Мид, а наоборот, старательно сглаживает любые острые углы и маскирует неудобные темы, создается впечатление, что он приводит только факты, основанные на источниках. На деле так происходит далеко не всегда — как и Мид, Кертис частенько выдает за них собственные мнения и выдумки и делает странные выводы из своих же ошибочных предпосылок, иногда добавляя путаницы даже там, где ее раньше не было (ситуация усложнятся тем, что ссылок, кроме источников прямых цитат, он почти не приводит). Подробный перечень ошибок займет не один десяток страниц текста (когда-нибудь мы его обязательно напишем), но, как ни крути, это действительно самая подробная книга о Бастере, которая теперь есть, и она содержит достаточно новой (хоть и не всегда правдивой) информации и цитат, чтобы уважающий себя бастерофан все равно не мог ее пропустить.

Скачать: EPUB (eng)
11. Dana Stevens — Camera Man: Buster Keaton, the Dawn of Cinema, and the Invention of the Twentieth Century (2022)

Маленькая книга с бесконечно длинным названием от критика Slate Magazine Даны Стивенс — не столько биография, сколько попытка взять историю Бастера и поместить ее в конекст истории XX века. Сам Китон в интервью Руди Блешу сказал, что когда двадцатый век наступил (а ему самому было пять), он подумал, что «это — что-то хорошее, и что оно принадлежит мне — вроде баскетбольного мяча», и это, конечно, чистая правда. Стильно изложенные погружения Даны в происходившие в мире эпохальные события в сопоставлении с жизнью Бастера, поиск перекликающихся моментов и взаимных отражений действительно интересно читать, хотя как источник сведений об этой жизни книга не слишком подходит — Дана почти не проводила собственных исследований (как бы она не утверждала обратное), рискованно опираясь на существующие биографии, по большей части — все ту же Марион Мид (п.4). Не возьмемся судить, насколько достоверна историческая составляющая книги (не наш профиль), но учтите — Стивенс умудрилась написать, что в «Генерале» Китон поменял стороны, чтобы сделать Юг защищающимся и победителем, и что на самом деле это Конфедераты угнали поезд Союза (в условиях нынешней культуры отмены это, пожалуй, самая неприятная ошибка, которую только можно себе вообразить). Кроме того, Дана честно признается в предисловии, что чем больше она читала о Китоне, тем меньше его понимала — иногда это правда заметно.

Скачать: EPUB (eng)
Маленькая книга с бесконечно длинным названием от критика Slate Magazine Даны Стивенс — не столько биография, сколько попытка взять историю Бастера и поместить ее в конекст истории XX века. Сам Китон в интервью Руди Блешу сказал, что когда двадцатый век наступил (а ему самому было пять), он подумал, что «это — что-то хорошее, и что оно принадлежит мне — вроде баскетбольного мяча», и это, конечно, чистая правда. Стильно изложенные погружения Даны в происходившие в мире эпохальные события в сопоставлении с жизнью Бастера, поиск перекликающихся моментов и взаимных отражений действительно интересно читать, хотя как источник сведений об этой жизни книга не слишком подходит — Дана почти не проводила собственных исследований (как бы она не утверждала обратное), рискованно опираясь на существующие биографии, по большей части — все ту же Марион Мид (п.4). Не возьмемся судить, насколько достоверна историческая составляющая книги (не наш профиль), но учтите — Стивенс умудрилась написать, что в «Генерале» Китон поменял стороны, чтобы сделать Юг защищающимся и победителем, и что на самом деле это Конфедераты угнали поезд Союза (в условиях нынешней культуры отмены это, пожалуй, самая неприятная ошибка, которую только можно себе вообразить). Кроме того, Дана честно признается в предисловии, что чем больше она читала о Китоне, тем меньше его понимала — иногда это правда заметно.

Скачать: EPUB (eng)
12. The Day Buster Smiled

Небольшая книга, изданная ограниченным тиражом в Коттедж Грув, штат Орегон, в которой собраны статьи местной газеты "Коттедж Грув Сентинел", посвященные съемкам "Генерала", в сопровождении редких фотографий со съёмок (не лучшего, увы, качества) и даже карт. На основе этой книги мы делали серию постов #ХроникиГенерала, но на самом деле там куда больше интересного.

Скачать: PDF (eng)
Небольшая книга, изданная ограниченным тиражом в Коттедж Грув, штат Орегон, в которой собраны статьи местной газеты "Коттедж Грув Сентинел", посвященные съемкам "Генерала", в сопровождении редких фотографий со съёмок (не лучшего, увы, качества) и даже карт. На основе этой книги мы делали серию постов #ХроникиГенерала, но на самом деле там куда больше интересного.

Скачать: PDF (eng)
Критика:
Критической литературы о Китоне написана целая библиотека на разных языках, тут представлена самая малость.
1. David Robinson — Keaton (1969)

Одна из первых полноценных критических книг о Китоне от британского автора одной из лучших биографий Чарльза Чаплина. Краткий, но емкий и вдумчивый анализ доступных на тот момент короткометражных и всех полнометражных фильмов Китона (вплоть до «Кинооператора»), сопровождаемый по мере необходимости биографическими сведениями. В силе обожания Китона Робинсон почти не уступает Саре Смит, так что критика у него получилась местами переходящая в оду, чему поэтичный авторский слог только способствует.

К сожалению, как и во многих других случаях, на момент написания книги сами фильмы были малодоступны, поэтому книга тоже содержит немало ошибок. Робинсон ее даже недавно переписал, но пока не может найти издателя.

Много интересных картинок.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Одна из первых полноценных критических книг о Китоне от британского автора одной из лучших биографий Чарльза Чаплина. Краткий, но емкий и вдумчивый анализ доступных на тот момент короткометражных и всех полнометражных фильмов Китона (вплоть до «Кинооператора»), сопровождаемый по мере необходимости биографическими сведениями. В силе обожания Китона Робинсон почти не уступает Саре Смит, так что критика у него получилась местами переходящая в оду, чему поэтичный авторский слог только способствует.

К сожалению, как и во многих других случаях, на момент написания книги сами фильмы были малодоступны, поэтому книга тоже содержит немало ошибок. Робинсон ее даже недавно переписал, но пока не может найти издателя.

Много интересных картинок.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
2. Walter Kerr — The Silent Clowns (1976)

Лучшая книга о немой комедии в целом. Такой наверняка и останется, хоть с тех пор утекло много воды, и возможностей стать спецом по этой своеобразной теме стало несравнимо больше. Автор прослеживает путь развития немой комедии с пеленок и до ее гибели вместе со всей Атлантидой немого кинематографа в конце 20-х годов, уделяя особое внимание Чаплину, Китону и Ллойду, но не забывая про Мака Сеннета, Гарри Лэнгдона, Рэймонда Гриффита и менее известных теперь комедиантов и комедианток (которые тоже встречались).

Сам Керр из всех комиков эпохи отдает предпочтение Китону, открыто это признает и в своей книге предоставляет ему (если считать раздел о совместной работе с Арбаклом) больше всего места, исследуя его отношения с кинокамерой, визуальный стиль, принципы построения гэгов, характер персонажа и так далее. Керр остр как нож и внятен как диктор центрального телевидения, большинство высказанных им идей впоследствии обрели в критических кругах статус истин в предпоследней инстанции, и спорить с ним мало кто берется (хотя иногда есть повод), да мало кто и испытывает такое желание.

Огромное количество картинок, зачастую редких и до сих пор не найденных в хорошем качестве.

Скачать: PDF (ocr) (eng)

Лучшая книга о немой комедии в целом. Такой наверняка и останется, хоть с тех пор утекло много воды, и возможностей стать спецом по этой своеобразной теме стало несравнимо больше. Автор прослеживает путь развития немой комедии с пеленок и до ее гибели вместе со всей Атлантидой немого кинематографа в конце 20-х годов, уделяя особое внимание Чаплину, Китону и Ллойду, но не забывая про Мака Сеннета, Гарри Лэнгдона, Рэймонда Гриффита и менее известных теперь комедиантов и комедианток (которые тоже встречались).

Сам Керр из всех комиков эпохи отдает предпочтение Китону, открыто это признает и в своей книге предоставляет ему (если считать раздел о совместной работе с Арбаклом) больше всего места, исследуя его отношения с кинокамерой, визуальный стиль, принципы построения гэгов, характер персонажа и так далее. Керр остр как нож и внятен как диктор центрального телевидения, большинство высказанных им идей впоследствии обрели в критических кругах статус истин в предпоследней инстанции, и спорить с ним мало кто берется (хотя иногда есть повод), да мало кто и испытывает такое желание.

Огромное количество картинок, зачастую редких и до сих пор не найденных в хорошем качестве.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
3. Daniel Moews — Keaton: The Silent Features Close-Up (1977)

Очень серьезная и академическая в полном смысле этого слова книга, автор которой тщательно разбирает каждый из девяти полнометражных фильмов Китона, начиная с «Нашего Гостеприимства», выявляет в них общее (доходя в обобщениях до идеи, что Китон снимает раз за разом один и тот же фильм) и пытается рационально обосновать их художественную ценность. Моэвс по собственному заявлению исходит только из самих фильмов и критикует предыдущих исследователей, в том числе Блеша и Керра, например, за желание выстроить параллели между Китоном и Сартром с Кафкой; но при этом сам легко ассоциирует его с Шекспиром, Китсом, Достоевским и мифами. Он с не меньшим удовольствием укоряет предшественников за ошибки и желание увидеть в фильмах больше того, что в них есть на самом деле — и с усердием выстраивает собственные, иногда довольно искусственные теории, выкидывая из поля зрения все, что в них не помещается. В книге при этом хватает достойных наблюдений, но, возможно, автору не помешало бы чуть больше чувства юмора.

Скачать: EPUB (eng)
Очень серьезная и академическая в полном смысле этого слова книга, автор которой тщательно разбирает каждый из девяти полнометражных фильмов Китона, начиная с «Нашего Гостеприимства», выявляет в них общее (доходя в обобщениях до идеи, что Китон снимает раз за разом один и тот же фильм) и пытается рационально обосновать их художественную ценность. Моэвс по собственному заявлению исходит только из самих фильмов и критикует предыдущих исследователей, в том числе Блеша и Керра, например, за желание выстроить параллели между Китоном и Сартром с Кафкой; но при этом сам легко ассоциирует его с Шекспиром, Китсом, Достоевским и мифами. Он с не меньшим удовольствием укоряет предшественников за ошибки и желание увидеть в фильмах больше того, что в них есть на самом деле — и с усердием выстраивает собственные, иногда довольно искусственные теории, выкидывая из поля зрения все, что в них не помещается. В книге при этом хватает достойных наблюдений, но, возможно, автору не помешало бы чуть больше чувства юмора.

Скачать: EPUB (eng)
4. Robert Benayoun — The Look of Buster Keaton (1982)

Книга французского кинокритика Роберта Бенаюна, как и любой европейский текст о Китоне — полная противоположность сухой аналитике Моэвса. Полет фантазии позволяет ему безо всякого стеснения и зазрения совести параллелить Китона и с Кафкой, и с экзистенциалистами, сюрреалистами, дадистами, театром абсурда и чем угодно еще; воспевать его красоту разве что не в стихах, сравнивая Бастера то с Гэри Купером, Джеймсом Дином и Гретой Гарбо, то с картинами Рембрандта и Гойи, Моной Лизой и королевой Нефертити; а кроме того, неправильно подписывать фотографии и самозабвенно путать даты, имена и цвета глаз. Совершенно нерациональная, но в своем роде прекрасная книга с кучей замечательных фотографий и иллюстраций.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Книга французского кинокритика Роберта Бенаюна, как и любой европейский текст о Китоне — полная противоположность сухой аналитике Моэвса. Полет фантазии позволяет ему безо всякого стеснения и зазрения совести параллелить Китона и с Кафкой, и с экзистенциалистами, сюрреалистами, дадистами, театром абсурда и чем угодно еще; воспевать его красоту разве что не в стихах, сравнивая Бастера то с Гэри Купером, Джеймсом Дином и Гретой Гарбо, то с картинами Рембрандта и Гойи, Моной Лизой и королевой Нефертити; а кроме того, неправильно подписывать фотографии и самозабвенно путать даты, имена и цвета глаз. Совершенно нерациональная, но в своем роде прекрасная книга с кучей замечательных фотографий и иллюстраций.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
5. Wes Gehring — Buster Keaton in his own Time (2018)

Геринг, как и Моэвс, последовательно и подробно анализирует все полнометражные фильмы Китона, но вдобавок постоянно обращается к историческому контексту и критике 20-х годов, пытаясь понять, чем отличалось восприятие Китона публикой того времени от его восприятия современными зрителями, и почему Китон в свое время никогда не достигал уровня популярности Чаплина и Ллойда. Контекст иногда придает знакомым гэгам новые оттенки — как, например, знание, что «Копы» вышли всего через полтора года после самого кровавого на тот момент теракта в истории США, во время которого на вечно забитую Уолл-Стрит прикатила конная повозка с взрывчаткой. В отличие от Моэвса Геринг совсем не чурается свободных ассоциаций (временами его далековато уносит от основной темы) и пихает Китона в экзистенциалисты, пожалуй, с излишним рвением.

Скачать: EPUB (eng)
Геринг, как и Моэвс, последовательно и подробно анализирует все полнометражные фильмы Китона, но вдобавок постоянно обращается к историческому контексту и критике 20-х годов, пытаясь понять, чем отличалось восприятие Китона публикой того времени от его восприятия современными зрителями, и почему Китон в свое время никогда не достигал уровня популярности Чаплина и Ллойда. Контекст иногда придает знакомым гэгам новые оттенки — как, например, знание, что «Копы» вышли всего через полтора года после самого кровавого на тот момент теракта в истории США, во время которого на вечно забитую Уолл-Стрит прикатила конная повозка с взрывчаткой. В отличие от Моэвса Геринг совсем не чурается свободных ассоциаций (временами его далековато уносит от основной темы) и пихает Китона в экзистенциалисты, пожалуй, с излишним рвением.

Скачать: EPUB (eng)
6. Круглый стол Жана-Пьер Курсодона, Дэна Саллитта и Брэда Стивенса по короткометражкам Китона

Обсуждение короткометражек Китона французским кинокритиком и писателем Жаном-Пьером Курсодоном (автором предположительно очень годных, но существующих только на французском двух книг о Бастере), британским кинокритиком и писателем Брэдом Стивенсом и американским кинокритиком и режиссером Дэном Саллиттом занимает немалую часть книжки, сопровождающей издание этих самых короткометражек от Eureka в реставрациях Lobster Films 2016 года. Господа задорно и со знанием дела обсуждают фильмы, не пытаясь быть объективными и ни в чем себе не отказывая; привлекая как исторический и биографический контекст, так и самые безумные трактовки, вплоть до откровенно фрейдистских. Очень весело.

Читать: https://keatonroundtable.wordpress.com/
Обсуждение короткометражек Китона французским кинокритиком и писателем Жаном-Пьером Курсодоном (автором предположительно очень годных, но существующих только на французском двух книг о Бастере), британским кинокритиком и писателем Брэдом Стивенсом и американским кинокритиком и режиссером Дэном Саллиттом занимает немалую часть книжки, сопровождающей издание этих самых короткометражек от Eureka в реставрациях Lobster Films 2016 года. Господа задорно и со знанием дела обсуждают фильмы, не пытаясь быть объективными и ни в чем себе не отказывая; привлекая как исторический и биографический контекст, так и самые безумные трактовки, вплоть до откровенно фрейдистских. Очень весело.

Читать: https://keatonroundtable.wordpress.com/
7. James L. Neibaur, Terri Niemi— Buster Keaton's Silent Shorts: 1920-1923 (2013)

Про полнометражные фильмы Китона пишут много, про короткометражные гораздо меньше. Джеймс Нейбауэр исправляет эту несправедливость своей *наверное поэтому* безумно дорогой книгой ($60 за электронную версию!) с разбором 19 короткометражек Китона, вышедших с 1920 по 1923-й год. Пишет Нейбауэр суховато и, пожалуй, слишком увлекается пересказом сюжетов, но нередко делает любопытные и полезные критические замечания, добавляет нужный бэкграунд и приводит отзывы прессы того периода.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Про полнометражные фильмы Китона пишут много, про короткометражные гораздо меньше. Джеймс Нейбауэр исправляет эту несправедливость своей *наверное поэтому* безумно дорогой книгой ($60 за электронную версию!) с разбором 19 короткометражек Китона, вышедших с 1920 по 1923-й год. Пишет Нейбауэр суховато и, пожалуй, слишком увлекается пересказом сюжетов, но нередко делает любопытные и полезные критические замечания, добавляет нужный бэкграунд и приводит отзывы прессы того периода.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
8. Chris Wade — Buster Keaton: The Later Years (2018)

Реже, чем про короткометражки, пишут только про фильмы Китона звукового периода (кроме отдельных уникальных случаев вроде «Фильма» Беккета). В данном случае автор взялся за и вовсе terra incognita на карте китоноведения — работы Бастера на телевидении и в кино в 50-60-е годы, начиная с «Огней рампы» и включая телевизионное «Шоу Бастера Китона» конца 1940-х и начала 1950-х, «Пробуждение» по Гоголю, смешанному с Оруэллом, «Сумеречную зону» о путешествиях во времени, канадского «Железнодорожника» вместе с документальным фильмом о его создании и даже телерекламу. Местами встречаются интересные свидетельства, например интервью с Джеральдом Поттертоном, режиссером «Железнодорожника».

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Реже, чем про короткометражки, пишут только про фильмы Китона звукового периода (кроме отдельных уникальных случаев вроде «Фильма» Беккета). В данном случае автор взялся за и вовсе terra incognita на карте китоноведения — работы Бастера на телевидении и в кино в 50-60-е годы, начиная с «Огней рампы» и включая телевизионное «Шоу Бастера Китона» конца 1940-х и начала 1950-х, «Пробуждение» по Гоголю, смешанному с Оруэллом, «Сумеречную зону» о путешествиях во времени, канадского «Железнодорожника» вместе с документальным фильмом о его создании и даже телерекламу. Местами встречаются интересные свидетельства, например интервью с Джеральдом Поттертоном, режиссером «Железнодорожника».

Скачать: PDF (ocr) (eng)
9. Peter Krämer — The General (BFI Film Classics) (2016)

Книга немецко-британского историка кино Питера Крамера, выпущенная Британским Киноинститутом — пожалуй, самый грамотный и детальный анализ главного шедевра Китона, который нам доводилось видеть. Крамер освещает исторический контекст, обстоятельства, которые окружали съемки фильма, историю самого Китона, изучает условия контрактов, копается в прессе, сравнивает фильм с книгой, которая послужила ему основой, и вдумчиво анализирует смыслы, явно и не столь уж явно проявляющиеся в фильме. Действительно ли фильм был провалом? Почему Китон сделал главным героем южанина? И, в конце концов, заканчивается ли фильм хэппи-эндом? У Крамера хватает интересных и обоснованных соображений по любому вопросу.

Скачать: EPUB (eng)
Книга немецко-британского историка кино Питера Крамера, выпущенная Британским Киноинститутом — пожалуй, самый грамотный и детальный анализ главного шедевра Китона, который нам доводилось видеть. Крамер освещает исторический контекст, обстоятельства, которые окружали съемки фильма, историю самого Китона, изучает условия контрактов, копается в прессе, сравнивает фильм с книгой, которая послужила ему основой, и вдумчиво анализирует смыслы, явно и не столь уж явно проявляющиеся в фильме. Действительно ли фильм был провалом? Почему Китон сделал главным героем южанина? И, в конце концов, заканчивается ли фильм хэппи-эндом? У Крамера хватает интересных и обоснованных соображений по любому вопросу.

Скачать: EPUB (eng)
10. Kevin Bronlow — The Parade's Gone By (1968)

Главная книга главного специалиста по немому кино, Кевина Браунлоу, которого мы не просто уважаем, а любим и желаем ему крепкого здоровья — совершенно обязательная вещь для любителя немого кино, как и его же документальные сериалы «Голливуд» и «Другой Голливуд», про американское и европейское немое кино соответственно (про его трехсерийный документальный фильм о Бастере и говорить нечего). Браунлоу, глубокий и внимательный знаток своей темы, успел в последний момент поймать и проинтервьюировать многих участников событий, в том числе, разумеется, и Китона, в 1964-м. Полный текст интервью можно прочитать в п.7, а здесь Браунлоу на его основе написал о Китоне прекрасный текст, который мы тоже очень рекомендуем.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
Главная книга главного специалиста по немому кино, Кевина Браунлоу, которого мы не просто уважаем, а любим и желаем ему крепкого здоровья — совершенно обязательная вещь для любителя немого кино, как и его же документальные сериалы «Голливуд» и «Другой Голливуд», про американское и европейское немое кино соответственно (про его трехсерийный документальный фильм о Бастере и говорить нечего). Браунлоу, глубокий и внимательный знаток своей темы, успел в последний момент поймать и проинтервьюировать многих участников событий, в том числе, разумеется, и Китона, в 1964-м. Полный текст интервью можно прочитать в п.7, а здесь Браунлоу на его основе написал о Китоне прекрасный текст, который мы тоже очень рекомендуем.

Скачать: PDF (ocr) (eng)
11. Леонид Трауберг — Мир наизнанку (1983)

Тем, кто по-английски читать еще не созрел, предлагаем ознакомиться с книгой известного советского режиссера Леонида Трауберга, посвященной гигантам американской немой кинокомедии. Трауберг хорошо знает и очень любит то, о чем пишет, к тому же явно читал Керра, и если не обращать внимания на изрядную эмоциональность текста и местами навязчивые идеологические элементы (без которых книгу бы очевидно не напечатали), книга на самом деле вполне достойная.

Скачать: PDF (ocr) (rus)
Тем, кто по-английски читать еще не созрел, предлагаем ознакомиться с книгой известного советского режиссера Леонида Трауберга, посвященной гигантам американской немой кинокомедии. Трауберг хорошо знает и очень любит то, о чем пишет, к тому же явно читал Керра, и если не обращать внимания на изрядную эмоциональность текста и местами навязчивые идеологические элементы (без которых книгу бы очевидно не напечатали), книга на самом деле вполне достойная.

Скачать: PDF (ocr) (rus)