Меню сайта
Навигатор
БАСТЕР
• про Бастера и его добрые (и не очень) розыгрыши •
ПРАНКЕР
КИТОН
Обычно считается, что комики за сценой — довольно серьезные, если не мрачные ребята. Но к Китону, конечно, эта максима не относится (может быть потому, что серьезным, если не мрачным, он был как раз на экране).
Как сказал про него коллега и приятель Стэн Лорел, «Бастер не только занимался комедией, но и жил ею». Возможно, окружающим его людям приходилось не всегда легко, зато, по крайней мере, точно не скучно. По воспоминаниям актрисы Бартин Беркетт, вокруг Бастера всегда что-то происходило, и можно было не сомневаться, что он имел к этому самое прямое отношение.
Вкус к розыгрышам Бастер развивал с детства. Дитя водевиля, вышедший на сцену в три года, он с младых ногтей впитывал царящую там слегка безумную атмосферу — розыгрыши в актерской среде всегда были в чести.
Пятилетний Бастер и его членистоногий друг выглядят одинаково небезопасно
Когда Китоны в 1908 году купили летний дом в Маскигоне, штат Мичиган, и основали там актерский поселок в Блаффтоне, тринадцатилетний Бастер начал практиковаться на местных обитателях и ничего не подозревающих приезжих.

«
«Заметив незнакомца, сидящего на крыльце блаффтонского клуба, когда я проезжал мимо на велосипеде, я скатывался с пристани и уходил вместе с велосипедом под воду. Если незнакомцы проплывали на лодке мимо нашего дома, иногда они видели такое, что их глаза лезли на лоб. Под домом была куча мягкого песка на 20 или 30 футов, полого спускавшаяся к воде. Выглянув из лодки, гости видели, что с крыльца вылетают горшки и сковороды, потом двое детей — Джинглс и Луиза. Прежде чем зрители оправлялись от шока, вылетал я собственной персоной. Отойдя в дальнюю часть дома, я разбегался, высоко подскакивал в воздух головой вперёд, и приземлялся на четвереньки. Простодушные зрители, конечно, не могли знать, что песок под домом слишком мягкий, чтобы дети или я могли ушибиться. В тот момент они гребли как сумасшедшие к ближайшему дому, желая найти телефон и сообщить в полицию, что какой-то псих выбросил с крыльца кухонную утварь, двоих детей, а потом угробился сам».

»
Некоторые из его розыгрышей требовали создания хитрых механических приспособлений. Одним из первых подобных детищ Бастера был так называемый «Шест Клоунов» — бамбуковая удочка, торчащая вертикально между досками причала, как будто ее владельцы только что ушли в ближайший клуб выпить пива; без катушки, но с леской, ведущей к красному пробковому поплавку. Однако, вместо того, чтобы закончиться крючком и приманкой, леска уходила под воду, проходила под пирсом через блок и поднималась наверх, в окно здания клуба. Когда рядом с удочкой оказывался незнакомец, актеры, наблюдавшие за ним из окон, принимались дергать леску; незнакомец хватался за удочку и начиналась его битва с «рыбой». Вокруг жертвы собиралась толпа сочувствующих и подбадривающих советчиков. В конце концов удочка вырывалась из рук несчастного, после чего его приглашали внутрь клуба и награждали деревянной медалью (правда, ему приходилось угощать всех присутствующих выпивкой). Были на счету Бастера и куда более изощренные сооружения подобного рода, но о них мы обязательно расскажем в следующий раз.
С годами его склонность к розыгрышам отнюдь не угасала. Любой официальный или не слишком прием, даваемый Китонами или просто проходивший с участием Бастера, частенько приобретал несколько невменяемые черты. Тарелки с угощениями внезапно раскалывались пополам (а сами угощения оказывались на коленях гостей), у стульев за праздничным столом разом отваливались задние ножки, а приятель Китона Норман Керри перед ошеломленной публикой пожирал из фонтана живых золотых рыбок (бывших на самом деле муляжами, заблаговременно вырезанными Бастером из моркови). Сам же Китон со всей невозмутимостью катался на шторах, на глазах у гостей с грохотом сваливался с высоких лестниц, якобы нечаянно падал и скользил по полу, роняя разряженных в пух и прах дам, и организовывал в столовой невероятно шикарного особняка-дворца супермагната Уильяма Рэндольфа Херста импровизированные бейсбольные матчи, пока того не было дома [1].

Бастер ака Джонни Грей и Мак ака Аннабель Ли во время съемок «Генерала»
Впрочем, и на съемках фильмов происходило нечто подобное. Например, во время съемок «Генерала» Бастер сыграл несколько не самых гуманных шуток над актрисой Мэрион Мак, исполнительницей главной роли Аннабель Ли. Обычно люди относились к его розыгрышам с пониманием — Бастер был настолько обаятельным, что жертвы обычно стремились его оправдать. Однако, когда Китон распорядился схватить и подвесить наряженную и в полном макияже Мак вниз головой, она была возмущена до такой степени, что оказавшись (далеко не сразу) снова на твердой земле, первым делом пошла и двинула Бастеру в глаз, поставив ему замечательный фингал и задержав тем самым съемки на целую неделю.
Впрочем, даже это не отбило ему желания пошутить — разузнав, что Мак имеет обыкновение время от времени уезжать на велосипеде купаться в речке, Китон и его подельники однажды проследили за ней и завязали ее лежавшую на берегу одежду в такие тугие узлы, что Мак не сумела их развязать и была вынуждена ехать обратно в купальном костюме, еще и мокром в придачу, что было по меркам 1926 года весьма эпатажно.
Бастер ака Джонни Грей и Мак ака Аннабель Ли во время съемок «Генерала»
На съемках фильмов происходило нечто подобное. Например, во время съемок «Генерала» Бастер сыграл несколько не самых гуманных шуток над актрисой Мэрион Мак, исполнительницей главной роли Аннабель Ли. Обычно люди относились к его розыгрышам с пониманием — Бастер был настолько обаятельным, что жертвы обычно стремились его оправдать. Однако, когда Китон распорядился схватить и подвесить наряженную и в полном макияже Мак вниз головой, она была возмущена до такой степени, что оказавшись (далеко не сразу) снова на твердой земле, первым делом пошла и двинула Бастеру в глаз, поставив ему замечательный фингал и задержав тем самым съемки на целую неделю.

Впрочем, даже это не отбило ему желания пошутить — разузнав, что Мак имеет обыкновение время от времени уезжать на велосипеде купаться в речке, Китон и его подельники однажды проследили за ней и завязали ее лежавшую на берегу одежду в такие тугие узлы, что Мак не сумела их развязать и была вынуждена ехать обратно в купальном костюме, еще и мокром в придачу, что было по меркам 1926 года весьма эпатажно.
В утешение Мак некоторые из этих розыгрышей в итоге стали частью самого шедевра. Бастер нередко объявлял, что сейчас будет сниматься что-то одно, но делал при этом совершенно другое. Так например, в этой сцене Мак никто не предупредил, что ее планируется облить водой из водонапорной башни, поэтому ее реакция в фильме — далеко не игра. Как она сама выразилась по этому поводу в интервью Кевину Браунлоу, «очень хорошо, что у нас был не звуковой фильм».
Однако, Мак, как и прочие, в конечном итоге на Бастера ничуть не обижалась, считая его «чрезвычайно милым и душевным человеком».
Через некоторое время после того, как Китон в 1928 году оказался на злополучной студии «MGM», ее работники и гости стали замечать, что вокруг творится нечто подозрительное.

Бастер и Мэрион Дэвис
Актер Кларк Гейбл обнаружил в своем отборном табаке карандашные очистки.
Руководитель «Warner Brothers», а в будущем — основатель «XX Century Fox» Дэррил Занук, оказавшийся на «MGM», обнаружил себя плавающим в бассейне студии прямо в выходном костюме, после того как его столкнула туда чья-то дружеская рука.
Режиссер фильма «Полли из цирка» Альфред Сентелл на съемках обнаружил, что прекрасная Мэрион Дэвис не только сама взялась выполнять трюки на трапеции, но еще и внезапно совершила безрассудный нырок в страховочную сетку, натянутую далеко внизу (и, мало того, что это вообще не она).
Бастер и Мэрион Дэвис
Актер Кларк Гейбл обнаружил в своем отборном табаке карандашные очистки.
Руководитель «Warner Brothers», а в будущем — основатель «XX Century Fox» Дэррил Занук, оказавшийся на «MGM», обнаружил себя плавающим в бассейне студии прямо в выходном костюме, после того как его столкнула туда чья-то дружеская рука.
Режиссер фильма «Полли из цирка» Альфред Сентелл на съемках обнаружил, что прекрасная Мэрион Дэвис не только сама взялась выполнять трюки на трапеции, но еще и внезапно совершила безрассудный нырок в страховочную сетку, натянутую далеко внизу (и, мало того, что это вообще не она).

«Конура Китона»
Бунгало Бастера на студии «MGM», носившее гордое имя «Конура Китона» и обсаженное сельскохозяйственными культурами (картофель, свекла, кукуруза, лук) вместо традиционных цветов, представляло собой отдельный аттракцион для случайных и неслучайных посетителей. Обиталище Бастера радовало гостей отползающими из-под них стульями, фальшивыми дверьми, дырявыми стаканами, спичками, которые отказывались гореть, и сигарами, которые, наоборот, взрывались.
«Конура Китона»
Бунгало Бастера на студии «MGM», носившее гордое имя «Конура Китона» и обсаженное сельскохозяйственными культурами (картофель, свекла, кукуруза, лук) вместо традиционных цветов, представляло собой отдельный аттракцион для случайных и неслучайных посетителей. Обиталище Бастера радовало гостей отползающими из-под них стульями, фальшивыми дверьми, дырявыми стаканами, спичками, которые отказывались гореть, и сигарами, которые, наоборот, взрывались.

Адмирал Китон
В 1932 году Китон приобрел так называемую «наземную яхту», а проще говоря, автобус — дом на колесах на 8 человек «экипажа». Из этого приобретения он устроил один непрекращающийся розыгрыш. По доброй традиции «яхту» Бастер окрестил «Damfino» (сокращение от «damned if I know»«будь я проклят, если знаю»), и в полной адмиральской форме разъезжал на ней по всему Голливуду вместе с капитаном Лью Коди, строго соблюдая морскую терминологию в общении с экипажем и бросая якорь в самых неожиданных местах (например, на территории имения Гарольда Ллойда). К участию в пирушках на судне часто привлекались люди, у которых назавтра были запланированы съемки или какие-то иные дела, но ночью оно неожиданно снималось с якоря и отправлялось на поиски новых приключений. Когда поутру проснувшиеся пассажиры пытались выяснить, где находятся (и как им теперь вернуться назад), несложно догадаться, что они слышали в ответ [2].
Адмирал Китон
В 1932 году Китон приобрел так называемую «наземную яхту», а проще говоря, автобус — дом на колесах на 8 человек «экипажа». Из этого приобретения он устроил один непрекращающийся розыгрыш. По доброй традиции «яхту» Бастер окрестил «Damfino» (сокращение от «damned if I know»«будь я проклят, если знаю»), и в полной адмиральской форме разъезжал на ней по всему Голливуду вместе с капитаном Лью Коди, строго соблюдая морскую терминологию в общении с экипажем и бросая якорь в самых неожиданных местах (например, на территории имения Гарольда Ллойда). К участию в пирушках на судне часто привлекались люди, у которых назавтра были запланированы съемки или какие-то иные дела, но ночью оно неожиданно снималось с якоря и отправлялось на поиски новых приключений. Когда поутру проснувшиеся пассажиры пытались выяснить, где находятся (и как им теперь вернуться назад), несложно догадаться, что они слышали в ответ [2].
Видеохроника Адмирала на «яхте». «Покормить рыбок» в данном случае — примерно то же, что «сходить до ветра».
С возрастом Бастер нисколько не утратил желания разыграть ближнего. Мало того, в поздние годы он даже извлекал из этого практическую пользу, снимаясь, например, в «Скрытой камере» и других телепередачах.
Когда в 1917-м году Китон попал в кино под крыло к Роско Арбаклу, то обнаружил в его лице не только друга и учителя, но и такого же любителя подшутить над ближним, как и он сам. Поэтому самые сложносочиненные розыгрыши Бастер проделывал в компании с Роско и все тем же Лью Коди. Эту троицу недаром называли «безумное трио» — они не щадили даже друг друга. Однажды, например, Бастер и Роско, зная, что Коди коллекционирует старинные китайские вазы, не пожалев средств, заказали их копии, потихоньку подменили ими оригиналы и когда час пробил, Бастер «нечаянно» разбил копии ваз на глазах у владельца (Коди чуть не умер прямо на месте).

Объектами их розыгрышей нередко становились первые лица Голливуда — они, например, изображали работников газовой службы, собирающихся аварийно раскопать слишком дорогой по их мнению газон кинодивы Полин Фредерик, и устраивали экстремальную автомобильную поездку для владельца сети кинотеатров и основателя студии «Metro» Маркуса Лоу (Бастер выступал в роли шофера и не стеснялся демонстрировать свои самые безумные навыки вождения).
Бастер и Роско, 1920
Но наш любимый розыгрыш — это, безусловно, званый обед, устроенный Роско для своего нового босса, Адольфа Цукора, осенью 1919 года. Розыгрыш прогремел на весь Голливуд и был подробнейшим образом освещен в прессе (разболтал эту историю, кстати, как раз Маркус Лоу, за что потом и получил свою экстремальную поездку). Осмелимся привести здесь рассказ Бастера о розыгрыше почти целиком, с небольшими сокращениями, поскольку это — готовая комедия, не заснятая на пленку по чистому недоразумению.

«
«Меня взяли на роль лакея. Мы полагались на теорию о том, что на прислугу никто не смотрит. Я ещё не снялся в большой роли, но мы не хотели, чтобы кто-нибудь из компании мистера Цукора узнал меня, хотя там был Фрэнк Ньюман, известный кинопрокатчик из Канзас-Сити. В качестве дополнительной предосторожности комнаты на первом этаже, где гости могли меня увидеть, были погружены в полутьму — на случай, если там окажется странный тип, который смотрит на лакеев.

Все приглашённые голливудские люди были в курсе гэга. В великий вечер гости уселись, насладившись несколькими коктейлями. Я внёс поднос с креветками и новой порцией коктейлей. Не обращая внимания па свирепый взгляд Роско, я расставил всё это перед мужчинами, начав с мистера Цукора, нашего почётного гостя. Креветки были огромными и очень сочными на вид. Хотя некоторые мужчины смутились, что их обслужили раньше дам, большинство не устояли перед креветками и съели парочку. Когда я пришёл со вторым подносом креветок и поставил их перед девушками, Роско «не смог» сдержаться. Со смущённой улыбкой он извинился перед гостями, встал из-за стола и пошёл за мной на кухню. Там он закричал достаточно громко, чтобы они слышали: «Ты, тупая башка, не нашёл ничего лучше, чем обслужить мужчин первыми?» Он едва успел вернуться за стол, как я уже переставил дамам полусъеденные креветки, а их, свежие, отдал мужчинам.
Моё следующее появление было со стопкой суповых тарелок и серебряным половником. Всё это я аккуратно поставил на стол возле Роско. Но суп я не принёс. Напротив, ушёл на кухню и произвёл ужасный шум, свалив в оловянный таз дюжину вилок и ножей, а затем уронив всё это дело на пол. Потом я облил себя водой, чтобы выглядеть так, будто с головы до ног облит супом. Вернувшись в комнату, я, спокойно и ничего не объясняя, забрал тарелки и половник.

Это довело Роско до такого взрыва ярости, что мистер Цукор, находившийся по другую сторону длинного стола, подался вперёд и важно сказал: «Всё в порядке, Роско, я всё равно никогда не ем суп». Роско не успокоила эта новость, и он грустно произнёс: «У нас тут ужасная проблема, мистер Цукор, — проблема прислуги». Цукор согласно кивнул: «У нас на Востоке, Роско, тоже не сыщешь умного слугу».

На этой фразе я появился снова, неся воду со льдом в серебряном кувшине. Обходя вокруг стола, я наполнял бокалы до тех пор, пока не поравнялся с Биби Дэниелс, сидевшей рядом с Роско. Я прошёл мимо неё и только собрался налить воду Роско, как Биби подняла свой бокал и попросила: «Налейте мне, пожалуйста». Заворожённый красотой Биби, я уставился в её огромные карие глаза, пока наливал. Я промахнулся мимо её бокала и вылил всю воду на Роско. С рёвом он подскочил, схватил меня сзади за шею и потащил на кухню. «Роско, держи себя в руках!» — завопил мистер Цукор. Впечатлительная натура, он уже представлял, как его новую великую звезду хватит удар прямо у него на глазах.

Арбакл позволил мне удрать. Гости вытерли его, он сел в промокшем смокинге с подавленным и безнадёжным видом и принялся развивать тему ужасной проблемы прислуги, постепенно доводя себя до нового приступа ярости. Никто не мог лучше изобразить гнев, чем добродушный Роско. «Я брошу этот дом и съеду в отель», — рычал он, колотя по столу кулаками. Желая хоть как-то успокоить его, взволнованный мистер Цукор дошёл до предела. Он сказал, что тоже бросит свой дом на Востоке и переедет в отель.
Но тут настало время главного блюда вечера. Для этого понадобилась помощь тренера Арбакла. Главным блюдом была 24-фунтовая индейка, в меру зажаренная и окружённая искусно уложенными веточками зелени, картошкой и отформованным клубничным соусом. Я внёс индейку на красивом серебряном блюде и показал Роско, который кивнул и улыбнулся: «Разрежь её на кухне». Возле кухонной двери я уронил свою салфетку. Как только я наклонился, чтобы поднять её, тренер Арбакла толкнул дверь, пихнув меня в зад и усадив на индейку верхом. Я поднялся, весь покрытый подливкой. Однако моей главной задачей оставалось накормить гостей. И я, не теряя времени, принялся обмахивать искорёженную и раздавленную индейку своей салфеткой. Булькая от маниакальной ярости, Роско снова схватил меня за шею и уволок на кухню. Последним, что гости могли наблюдать, был я, всё ещё пытавшийся привести индейку в пристойный вид. Дверь захлопнулась, и Роско устроил безбожный скандал со швырянием кастрюль и сковородок, вилок и ножей. Сквозь этот шум можно было слышать, как он кричит: «Я убью тебя, проклятая тупая сволочь!»

Тем временем в комнате мистер Цукор в ажиотаже умолял Биби Дэниелс пойти на кухню и успокоить рассвирепевшего толстяка. Тут случилось то, чего не было в сценарии. Как только Биби подошла к двери, Роско распахнул её, желая, чтобы гости видели, как он заносит над моей головой бутылку бренди. Конечно, это была реквизитная бутылка, уже готовая разлететься на куски. Мы заполнили её чаем. Когда Роско разбил её об мою голову, часть осколков и хорошая порция чая попали бедной Биби за пазуху. Не зная, что обрушилось на неё, она закричала, но Роско уже гнался за мной к задней двери. Возле двери он позволил гостям поймать себя и удержать от расправы надо мной.
Пока все они кричали и толкались, я обежал вокруг дома, вошёл через парадную дверь и прокрался наверх. Там я почистился, надел аккуратный костюм и пригладил волосы (я распушил их для роли лакея). Внизу Роско, позволивший гостям снова его успокоить, велел своему настоящему лакею, (которого выдавал за шеф-повара) сервировать вторую индейку. К счастью, объяснил он, зажарили две на случай, если одной окажется мало.

В то время как его слуга, в поварском колпаке и фартуке, подавал блюдо, рядом с Арбаклом зазвонил телефон. Это звонил я со второго этажа. Роско послушал минуту и сказал: «Конечно, Бастер. Я рад, что у тебя получится. Мы почти закончили обед, но, если придёшь сейчас, как раз поспеешь к десерту и кофе». Повесив трубку, он добавил: «Это был тот паренёк, который работал со мной в моих фильмах. Вы, джентльмены, наверняка его видели. Уверен, вы хотите встретиться с ним». Цукор сказал, что я изумительный артист. Грауман добавил: «Он редчайший актёр, незабываемый». Я пробрался вниз и, выйдя из дома, позвонил на крыльце. Присоединившись к вечеринке, я был представлен гостям с Востока и посажен рядом с Фрэнком Ньюманом, прокатчиком из Канзас-Сити, который сказал: «Жаль, тебя не оказалось здесь раньше, Китон. Тут был самый поганый лакей, какого только можно представить». Тут он запнулся и посмотрел на меня изучающе: «Странно, он очень похож на тебя». Это заставило мистера Цукора вглядеться в меня пристальнее. Он всё понял, но его лицо осталось каменным, взгляд переходил с меня на Роско и снова на меня. Цукор не улыбнулся, только произнёс бесстрастным тоном: «Очень ловко, ребята, очень ловко!»

»
Остальные масштабные розыгрыши тех дней с не меньшей сочностью описаны в автобиографии Китона, откуда взят и этот отрывок.

Источники: Китон, Сэмюэлс «Мой удивительный мир фарса», Руди Блеш «Китон», интервью с Халом Роучем, Дороти Ли и Мэрион Мак, пресса 1910-30х годов
Примечания

  1. О последнем происшествии с удовольствием рассказывает Хэл Роуч вот тут.
  2. Впервые этот гэг про лодку «Damfino», которая приплыла неизвестно куда, появляется в короткометражном фильме «Лодка», 1921, и возможно, берет начало все в том же Маскигоне — если верить Бастеру, так называл свою лодку один из соседей Китонов по актерской колонии в Блаффтоне. Второй раз лодка под этим же названием появляется у него в полнометражном фильме «Колледж», 1927.