Меню сайта
Навигатор
БАСТЕР
• история взаимоотношений Китона и коммерческих объявлений •
РЕКЛАМЩИК
КИТОН
Реклама сопровождала Бастера Китона всю жизнь. Поскольку он стал действительно знаменитым уже в пятилетнем возрасте, в рекламу он попал очень рано. Отец Бастера, Джо Китон, совсем не лишенный коммерческой жилки, не возражал подзаработать на сыне лишних деньжат, особенно если это можно было совместить с ОГРОМНОЙ рекламой самого представления. Например, в 1903 году, когда Бастеру было семь, в ряде театральных газет появлялось вот такое жутковатое объявление, занимающее чуть ли не половину газетного листа:

«
«Менеджер Ллойд Браун в долгу перед немецко-американским персоналом Института Врачей и Хирургов за то, что у него есть «хедлайнер» на этой неделе. Последние три года этот маленький вундеркинд, Бастер Китон, играл во всех высококлассных водевильных театрах Америки, и его блестящая сценическая карьера завоевала ему самую завидную репутацию. Но в последнее время Бастер был очень болен, и когда вся надежда ушла, его родители обратились за помощью к немецко-американским врачам. Теперь они утверждают, что эти волшебники-специалисты спасли жизнь маленького чуда. Следующее письмо не требует пояснений:

York, N. Y., Jan, 1, 1903.

«Дорогие сэры: отвечая на ваш запрос относительно здоровья Бастера, должен сказать, что я хочу порекомендовать вас всем, нуждающимся в медицинской помощи. Прежде, чем мы обратились к вам, от моего маленького сына отказались восемь докторов. Они сказали, что он продержится самое большее несколько дней. Его руки и ноги иссохли, а живот раздулся, как у человека в три раза больше его; он ничего не ел в течение нескольких дней, и, по правде говоря, казалось, что у него почти нет шансов спастись. Но я могу сказать, что в течение сорока восьми часов после начала вашего лечения произошли разительные перемены, и через несколько недель маленький Бастер снова стал одним из самых румяных мальчиков в мире, звонким, как доллар».

Джо Китон, «Человек со столом»

»
После этого текста неизменно следовали отзывы других счастливых оздоровившихся и адреса клиник, куда следует обращаться, «не откладывая на завтра», если вы заболели.
Конечно, к этому объявлению сам маленький Бастер едва ли имел прямое отношение. Но, как только в 1920-е его настигла международная слава кинозвезды, страницы газет и журналов запестрели рекламами с его участием. Много лет спустя Бастер подчеркивал, что принципиально не рекламирует ничего, что ему не нравится, и хотя не совсем ясно, насколько непосредственно он был связан с содержанием этих объявлений, все, что он рекомендовал, вполне соответствовало его вкусам.

Во-первых, Бастер любил сладости и вообще хорошо покушать (особенно лобстеров, замысловатые азиатские блюда и мясо на гриле; все это он по отзывам многочисленных дегустаторов сам готовил не хуже любого профессионального шеф-повара). Поэтому неудивительно, что со страниц газет он предлагал читателям отведать, например, батончик «Oh, Henry!» (с нугой, карамелью, арахисовой пастой и молочным шоколадом; к сожалению, его перестали производить буквально в прошлом году), а если они проголодались более основательно, обратиться в G&F Grill:
«Прекрасная конфета»
«Бастер Китон говорит, что ему нравится гриль от G&F. Знаменитая кинозвезда и его компания обедали здесь в прошлый понедельник, после чего он лично поблагодарил шеф-повара за отличное мясо»
Во-вторых, Бастер, конечно любил музыку:
«Чудесное радио», — говорит Бастер Китон про модель Вурлитцера 1928 года (скажем по секрету, у него самого в те поры были куда более продвинутые музыкальные комбайны)
Еще Бастер внимательно следил за своей внешностью и признавал, что лучшее место для сочинения гэгов и сцен — это, безусловно, ванная, а самый вдохновляющий в мире процесс — бритье, так что реклама водонагревателя для ванных и безопасных бритв Gillette тоже смотрятся вполне логично.
Бастер из испанского киножурнала сообщает нам, что безопасная бритва Gillette — его постоянный и верный компаньон.
«Теплая ванна, за которой следует холодный душ — моя регулярная подготовка к работе», говорит Бастер в 1929 году, и предлагает приобрести водонагреватель "Хотзон"
С Gillette ситуация особенно интересная: это не только безопасная бритва, но и "всегда готовый" прийти на помощь незаменимый ассистент сыщика из «Шерлока-младшего» (1924)! Шутка тут заключена в том, что самого знаменитого американского актера, игравшего Холмса в театре и кино, звали Уильям Джиллетт.
Представляющий ассистента Шерлока интертитр из «Шерлока-младшего», 1924
Как видите, Бастер был пионером вообще чего угодно, в том числе скрытой рекламы в кино. «Джиллеттом» Китон в «Шерлоке» не ограничился — заодно он в рамках гэга впаривает зрителю новые «Бьюики» с тормозами на всех четырех колесах:
Что это именно реклама определенной модели машины, можно понять из многочисленных объявлений в прессе о выходе «Шерлока», где указано, что «в качестве особого бонуса там демонстрируется новый «Бьюик» с четырехколесными тормозами, участвующий в захватывающих и интересных трюках».
Бастер Китон говорит о своей новой картине: «Во время съемок сцен для «Шерлока-младшего» я рисковал жизнью, но чувствовал себя в полной безопасности. Настолько я уверен в «Бьюике» и его четырехколесных тормозах».
«Четырехколесные тормоза и вправду эффективны! Китон пародирует демонстрацию, но мы можем показать вам, как это работает в повседневном вождении».

Бастер наслаждается японским шоколадом. Наверное.
Когда Китон в конце 1920-х попал на студию «МГМ», туда приезжали разнообразные иностранные делегации, в том числе, например, японские. Бастер с его нереалистично огромными глазами и самурайским спокойствием был предсказуемо популярен в Стране Восходящего Солнца — так, что даже премьера «Генерала» состоялась там раньше, чем в родной Америке, в декабре 1926-го. В 1931-м эта популярность вылилась в аутентичную японскую рекламу японского же шоколада с его участием.
Бастер наслаждается японским шоколадом. Наверное.
Когда Китон в конце 1920-х попал на студию «МГМ», туда приезжали разнообразные иностранные делегации, в том числе, например, японские. Бастер с его нереалистично огромными глазами и самурайским спокойствием был предсказуемо популярен в Стране Восходящего Солнца — так, что даже премьера «Генерала» состоялась там раньше, чем в родной Америке, в декабре 1926-го. В 1931-м эта популярность вылилась в аутентичную японскую рекламу японского же шоколада с его участием.
Во второй половине 1930-х и в 1940-х Китон был так капитально забыт, что ни о какой рекламе с его участием речи не шло. Однако, с 1949-го года у Бастера началась третья полноценная карьера — на телевидении. В начале 1950-х «Шоу Бастера Китона» пользовалось на калифорнийском ТВ немалым успехом, кроме того, он появился в качестве гостя в неисчислимом количестве телефильмов и передач. В 1957 году, во времена выхода байопика «История Бастера Китона», его начали опять приглашать в рекламу, в том числе уже телевизионную.

«История» имела очень мало отношения к реальной истории жизни Бастера и в основном концентрировалась на его пьянстве. Видимо, во многом из-за нее на Китона посыпались предложения рекламировать спиртные напитки и средства от похмелья. Бастер, всегда открыто признаваший, что его кинокарьера оборвалась именно потому, что он «пил как рыба», со свойственной ему самоиронией рекламировать алкоголь и «Алка-Зельтцер» никогда не отказывался (к этому моменту с крепкими напитками он более-менее завязал, зато пиво правда обожал до конца своих дней).
Одна из самых известных реклам с Китоном — водка Smirnoff
Еще более язвительно самоироничной была серия реклам крепкого пива тройной выдержки Malt Liquor Country Club:
«Так что же делает дополнительное старение?»
Под фотографией Бастера, весело подписанной «кинозвезда Бастер Китон», красовались такие диалоги:

«
— Эй, Бастер! Что старение делает с чем угодно?
— Ненавижу об этом думать!
— А ведь оно придает Country Club зрелости… определенно добавляет ему авторитета!

»
В финале телеверсии рекламы Country Club Китон, глядя в камеру, мрачно произносит — «Так вот что делает старение!»

Впрочем, заниматься телерекламой Китону нравилось. Она занимала немного времени, хорошо оплачивалась, и главное, зачастую он в ней не просто снимался, но сам ее придумывал, так что реклама давала ему определенную свободу творчества и возможность делать то, что хочется. Многие рекламы с его участием были стилизованы под немое кино и включали визуальные гэги — иногда новые, а иногда и адаптированные к ситуации старые. Например, вот так Бастер приспособил под рекламу Simon Pure Beer свой классический гэг с газетой из самой первой созданной им короткометражки «Тайный знак» (1921):
В интервью 1962 года Китон говорил о рекламе следующее:

«
Многие презирают рекламу, но именно она помогла мне поправить дела. Около пяти лет назад один человек меня спросил, не хочу ли я сниматься в телерекламе. Это казалось достаточно просто, и платили потрясающе: 5000 долларов только за один ролик, и еще до 5000 за остальные. Так что я начал их делать. Я вкладываю в них ту же любовь и заботу, которую отдавал своим комедийным короткометражкам в старые времена, потому что по сути это они и есть, даже если и продают товар. Я уже сделал около 50 реклам — для RCA-Victor, Alka-Seltzer, Northwest Airlines, пива Country Club, U. S. Steel, сигарет Marlboro, двух разных видов бензина, шоколадных батончиков Milky Way, один для Buick, не говоря уже о паре других автомобилей. Кто-то всегда просит меня сделать еще один, но я копаюсь и выбираю. Если товар мне не нравится, я отказываюсь.

»
С некоторыми брендами у Бастера сложилось такое взаимопонимание, что они давали ему просто побаловаться. Компания Northwest Airlines, для которой Китон отснял целую серию очень хорошо оплаченных роликов, разрешили ему для собственного удовольствия спародировать пенную Венеру теледиву Барбару Фелдон с рекламой шампуня Hadnat:
"Я уговорил их сделать один ролик просто для меня. Я принимаю там пенную ванну, как та девчонка в рекламе... Я старался выглядеть так же сексуально, как и она, только шляпу не снимал".
Предлагаем вам, кстати, посмотреть подборку наших любимых рекламных роликов:
Рекламы Alka-Seltzer, Simon Pure Beer, Northwest Airlines, Philips., Ford Van (1966 — самая последняя реклама)
Иногда Китона нанимали снимать рекламу без собственного участия. В 1960 году он поставил серию реклам 7Up с участием крайне популярных тогда поп-фолк музыкантов «The Kingston Trio».
Бастер и «The Kingston Trio»
В минутных роликах Дэйв Гард, Боб Шейн и Ник Рейнольдс под переделанные собственные песни оказывались в столь сложных ситуациях (на суше, на море и даже в космосе!), что им был просто необходим освежающий глоток этой газировки. Звездой и комическим персонажем, условно заменяющим Бастера, в них всегда выступал Ник (на фото в шляпе), которому в итоге никогда «Севен-Апа» не доставалось (кстати, сам Бастер больше любил «Кока-Колу»).

Ребята из «Трио» вспоминали о работе с Китоном с удовольствием, заодно намекая, насколько тщательно тот подходил к делу:

«
«Некоторые из наших рекламных роликов снимал Бастер Китон, и они очень веселые. Нам часто требовалась неделя времени или даже больше, чтобы сделать минутный фильм. Некоторые рядовые телешоу снимаются быстрее».

»
Благодаря телевидению и рекламе Китон мог вести безбедное существование и, разменяв седьмой десяток, вновь стал известен на всю страну. Правда, это была специфическая известность, которая не шла на пользу возрождению его кинорепутации.

Рекламная фотосессия для "US Steel", фотограф Сид Эйвери
Если для Европы Китон оставался автором изящных, тонких, красивых и местами авангардных фильмов эпохи безмолвия (со скрытой рекламой), великим комиком, и как писал про него в 1962 году знаменитый французский журнал о кино «Cahiers du cinéma», «одним из величайших кинематографистов мира», то Америка, несмотря на Оскар и награду Истмана, видела в нем исключительно забавного персонажа из ящика. Даже внуки не имели о его прошлом ни малейшего представления.
Рекламная фотосессия для "US Steel", фотограф Сид Эйвери
Если для Европы Китон оставался автором изящных, тонких, красивых и местами авангардных фильмов эпохи безмолвия (со скрытой рекламой), великим комиком, и как писал про него в 1962 году знаменитый французский журнал о кино «Cahiers du cinéma», «одним из величайших кинематографистов мира», то Америка, несмотря на Оскар и награду Истмана, видела в нем исключительно забавного персонажа из ящика. Даже внуки не имели о его прошлом ни малейшего представления.
«Он был почтальоном, который получает расстройство желудка, принимает «Алка-Зельтцер» и доставляет почту на мотоцикле в передвижной дом», — говорил его внук Джим Толмадж, который в то время учился в средней школе. Чтобы избавиться от власти рекламного образа и посмотреть на Китона как на выдающегося режиссера и автора, его родной стране понадобилось не одно десятилетие.