«Генерал» же, в котором
“величайшее историческое событие — война между севером и югом Америки” было
“сведено к приключениям паровозного машиниста”, ему, понятное дело, не понравился. В отличие от автора
«Красной Звезды», Фельдман увидел главную вину Китона как раз в том, что он не раскрывает в фильме содержание войны, а наоборот,
“старательно избегает политических выпадов” против как северян так и южан, показывая их одинаково
“смелыми, решительными и хорошими ребятами”, и никак не возражает против
“компромисса, заключенного между промышленной буржуазией и помещиками-хлопководами за счет эксплуатации трудящихся масс” (т.е. сам Фельдман оригинально не считал положительной ни одну из сторон конфликта). Отметив, правда, что
“в математической точности движения” Бастер достиг
“чаплинского совершенства”, и что его
“тонкая игра увлекает еще зрителя своей неожиданностью”, Фельдман заключил, что в «Генерале» вещи у Китона
“уже перестают играть”,
“чувствуется увядание творческой фантазии”, и что
“самое высокое мастерство и самое крупное дарование не могут спасти от творческой смерти художника, который пытается уйти от честного исследования жизни”. Печальный случай Китона должен был послужить “
глубоко поучительным” примером для советских авторов.
В следующем месяце в том же
«Советском экране» (№29 от 2 июля 1929 года) кинокритик и сценарист
Ипполит Соколов, признавая за «Генералом» в ряду других зарубежных картин
“острый и увлекательный конфликт”, а также
“ясность, строгость и точность киноязыка сценария и монтажа”, которым следует поучиться советским режиссерам, обвинил фильм в подспудной буржуазной агитации, назвав «Генерала»
“агиткой за войну”, где она показана
“как смешное и приятное времяпрепровождение”, а
“сюжет уничтожает” ее
“всякий социальный смысл”. Интересно, что и А.Ф., и Соколов, и Фельдман отметили, как Китон, несмотря на главного героя-южанина, не заставляет зрителя симпатизировать ни одной из сторон глобальногоконфликта, однако, по Соколову
“северяне и южане ради смеха” показаны в «Генерале» отнюдь не положительно, а
“одинаково кретинообразно”, и что фильм
“с помощью блестящих трюков Китона идиотизирует историю”. [
4] В третьей статье, опубликованной в
№30 от 30 июля некий
Стеклянный глаз пошел еще дальше и обрушился с критикой уже на саму
«Красную звезду» и А.Ф., обвинив его в
“удивительной наивности” и неспособности разоблачить в этой картине,
“проникнутой милитаристским духом”, мастерскую буржуазную пропаганду и подготовку общественного мнения к войне под видом безобидного развлечения.