Меню сайта
Навигатор
• ТАЙНЫЙ ЗНАК •
HIGH
THE
SIGN
HIGH SIGN
ТАЙНЫЙ ЗНАК (1920)
Бастер, которого судьба занесла неведомо куда, по объявлению в газете устраивается работать в тир, притворившись великолепным стрелком. На самом деле тир - прикрытие для шайки бандитов «Безжалостные Беркуты», которые нанимают Бастера прикончить задолжавшего им богача. Эта сама по себе непростая задача осложняется тем, что богач и его симпатичная дочь тоже нанимают Бастера - стать их телохранителем.
Фатти подрабатывает в мясной лавке и соперничает за руку и сердце прекрасной Аманды с другим продавцом, Слимом Снейвли. В лавку приходят разные покупатели, и начинается... довольно типичная для 1917 года безумная и беспорядочная комедия со швырянием муки и тортов, потасовками, нелепыми падениями и переодеваниями; однако включающая историческое событие - первое появление Бастера Китона на экране.
Премьера 12 апреля 1921 г.
Сценарий и постановка: Бастер Китон и Эдвард Клайн
В ролях: Бастер Китон, Бартин Беркетт, Инграм Б. Пикетт, Чарльз Дори, Эл Сент-Джон
Музыка Бена Модела
"ТАЙНЫЙ ЗНАК"
О ФИЛЬМЕ
"Тайный знак" вообще-то должен был стать первым авторским релизом Китона. Он был снят за несколько месяцев до "Одной Недели", в начале 1920 года, сразу после того, как Китон получил в свое распоряжение студию и команду. Однако, результат ему так не понравился, что он потребовал уничтожить фильм и сумел убедить продюсера Шенка и менеджера студии Лу Энжера выделить ему средства на съемку другой картины (ей и стала "Одна неделя"). Но уничтожать готовую работу Энжер отказался, и фильм лег на полку. Он был выпущен в прокат только после того, как Китон на съёмках сломал ногу и не мог сниматься на протяжении нескольких месяцев.

"Тайный знак" сразу демонстрирует много китонских фишек, характерных его работам в целом. Бастер открывает фильм (и, стало быть, весь свой творческий путь) титром в духе "экзистенциализм для чайников": «Наш герой пришел из Ниоткуда, он не направлялся Никуда, но его Куда-то забросило». Не менее показательно, что самый первым объектом в первом кадре самого первого фильма Китона оказывается поезд, откуда его и выбрасывают. Вскоре Бастер сооружает из веревок, звонка и собаки фирменный гаджет, позволяющий ему прикинуться великим стрелком. В финальной сцене погони в наполненном тайными ходами и люками доме богача, Китон прибегает к очень стильному кинотрюку, используя плоскую мультяшную композицию: он показывает дом в разрезе и позволяет видеть действия персонажей во всех комнатах сразу. Но главное - освободившись от командования Роско, Бастер сразу же раз и почти навсегда перестает улыбаться на экране (правда, партнерша Китона по фильму, актриса Бартин Беркетт, вспоминала, что он тогда сдерживался с большим трудом и портил дубли, часто принимаясь хохотать посреди сцен).
Трудно понять, почему Китону так уж не понравилась его дебютная работа. Изобретательные гэги, цельность и в одночасье возникший стиль заметно отличают ее от работ с Арбаклом. Возможно, Китону казалось, что фильм все-таки слишком похож на то, что он делал с Роско (здесь в камео даже появляется Эл Сент-Джон), или что у него слишком гротескная история; а возможно – что ему не хватает размаха, нужного, чтобы сразу поразить публику. Может быть, сыграл роль технический аспект: "Тайный знак" - единственный фильм Китона, снятый на стандартных тогда в комедии 14 кадрах в секунду, за счет чего движения его героев теперь смотрятся забавно ускоренными (Китон считал, что ускорение вредит точности тайминга и в целом подрывает реализм происходящего). Сам он в автобиографии вспоминал о проблеме с гэгом, высмеивающем классическую шутку о банановой кожуре: вместо того, чтобы поскользнуться и упасть, Бастер обходит кожуру, смотрит в камеру и демонстрирует зрителю "тайный знак" "бешеных беркутов", нагло ломая четвертую стену. Этот момент потом казался ему неудачным - он считал, что комику не следует казаться слишком умным, и уж тем более недопустимо дразнить зрителя и так открыто с ним заигрывать.
Бартин Беркетт и Бастер Китон
фото со съемок фильма