Меню сайта
Навигатор
HARD
• НЕВЕЗЕНИЕ •
LUCK
НЕВЕЗЕНИЕ (1921)
Безработного, голодного и окончательно разочарованного в жизни Бастера преследует
такое невезение, что он решает покончить с собой. Но и в этом нелегком деле ему решительно не везет.
Фатти подрабатывает в мясной лавке и соперничает за руку и сердце прекрасной Аманды с другим продавцом, Слимом Снейвли. В лавку приходят разные покупатели, и начинается... довольно типичная для 1917 года безумная и беспорядочная комедия со швырянием муки и тортов, потасовками, нелепыми падениями и переодеваниями; однако включающая историческое событие - первое появление Бастера Китона на экране.
Премьера 16 марта 1921 г.
Сценарий и постановка: Бастер Китон и Эдвард Клайн В ролях: Бастер Китон, Вирджиния Фокс, Джо Робертс, Булл Монтана
Музыка Стивена Хорна
"НЕВЕЗЕНИЕ"
О ФИЛЬМЕ
Самая хаотичная из всех короткометражек Китона, которая, в отличие от предыдущих, не пытается придерживаться ни связной структуры, ни жизнеподобия. Тут Китон и его команда дали волю воображению и наполнили фильм множеством абсурдных, совершенно нереальных и очень эффектных гэгов. В качестве предпосылки нам сообщают только, что Бастера бросила девушка, он лишился работы, средств к существованию, готов работать за еду, а когда попытки раздобыть еду и деньги проваливаются, он решается на последний шаг.

Самоубийство как комический мотив не было чем-то принципиально новым - уже в 1914-м году в фильме "Жестокая, жестокая любовь" отвергнутый Чаплин пытался отравиться, выпив по ошибке вместо яда припрятанный лакеем алкоголь. Гарольд Ллойд в "Испуганных призраках" (1920), обнаружив, что любимая променяла его на другого, совершал целую серию неудачных комических самоубийств, очень драматично готовясь к каждому из них. В отличие от героев коллег, Бастер принимает решение о самоубийстве совершенно внезапно, но раз оно принято, пытается покончить с собой с тем же методичным упорством, с каким обычно подходит к решению любой другой задачи, не выказывая ни страха, ни жалости к себе, а только легкую досаду от очередных неудач. Китон признавал, что в "Невезении" спародировал манеру Чаплина вызывать сожаление зрителей - здесь Бастер предстает в виде бездомного нищего (которому не хватает денег не только на еду, но даже на маникюр), в открывающих сценах разыгрывает очень чаплинскую сценку с полицейским и его дубинкой, а в качестве последнего средства свести счеты с жизнью повторяет гэг Чаплина с алкоголем в бутылке с надписью "Яд". Впрочем, если персонаж Чаплина долго и показательно корчится в муках от этого "яда", то Бастер быстро понимает, в чем дело, после чего жизнь уже не кажется ему настолько невыносимой.
В результате фильм резко меняется - осмелевший от "яда" Бастер получает выгодную работу охотника-натуралиста, в чем, впрочем, тоже не преуспевает. Зато в процессе он случайно оказывается в загородном охотничьем клубе, и в фильме возникает нелепо обрывочная любовная линия - Бастеру отказывает очередная девушка, и, вернувшись к тому, с чего начал, он решается на самоубийственный прыжок с вышки в бассейн. К сожалению, мимо бассейна он промахивается и пробивает в земле огромную дыру (для выполнения трюка часть бассейна покрыли вощеной бумагой, выглядевшей в кадре как плитка, и Китон с десятиметровой вышки прыгал сквозь нее). Этот сумасшедший гэг, всегда упоминаемый Китоном как самый любимый и самый смешной гэг в его карьере, числился безнадежно пропавшим вплоть до 1998 года, когда пленка с ним нашлась во Франции, а основная часть фильма отыскалась в Госфильмофонде СССР в 1987 году.
Бастер Китон на съемках "Невезения"
Фотография к фильму, украсившая в 1949 году критически важную для возрождения славы Китона статью Джеймса Эйджи в журнале LIFE