Меню сайта
Навигатор
• МОРОЗНЫЙ СЕВЕР •
NORTH
THE FROZEN
МОРОЗНЫЙ СЕВЕР (1922)
Выйдя из подземки на Северном полюсе, Бастер первым делом отправляется грабить казино в салуне. Покончив с этим, он возвращается домой, и обнаружив там свою жену в объятиях другого и пристреливает обоих как собак (хотя позже выясняется, что он слегка ошибся). Теперь его цель - овладеть симпатичной женой соседа.
Премьера 14 августа 1922 г. (впервые показали в в кинотеатре "Мэдисон" в Детройте, штат Мичиган)
Сценарий и постановка: Бастер Китон и Эдди Клайн
В ролях: Бастер Китон, Сибил Сили, Джо Робертс, Бонни Хилл, Фриман Вуд, Эдвард Клайн
Музыка Антонио Копполы
"МОРОЗНЫЙ СЕВЕР"
О ФИЛЬМЕ
"Морозный Север" - абсурдная и беспощадная пародия одновременно на популярные тогда "северные" драмы, суперзвезду вестернов Уильяма Харта, а еще, совсем чуть-чуть - на "человека, которого вам нравится ненавидеть" и одного из величайших режиссеров эпохи, знаменитого кинозлодея Эриха фон Штрогейма. Как вспоминал сам Бастер, главным вдохновением ему послужил именно Билл Харт, который всегда играл суровых, закаленных жизнью ковбоев в воспевающих суровую мужскую романтику вестернах (а вестерны как жанр Бастер обожал). Но с годами Билл приобрел сомнительную привычку пускать в каждой картине скупую (а иногда и не очень) ковбойскую слезу, что и подтолкнуло Китона, всегда плохо переносившего переигрывание, его спародировать. Бастер воспроизвел глицериновый плач Харта (утрируя его разве что самую малость!), но и этого гордому ковбою оказалось достаточно, чтобы оскорбиться в лучших чувствах и не разговаривать с обидчиком на протяжении чуть ли не нескольких лет.
Существует популярная версия, предполагающая, что ядовитая пародия стала местью Китона и Роско Арбакла за якобы обвинительные высказывания Харта в адрес Роско во время следствия по делу Вирджинии Рапп. Версия популярная (впервые она появилась в книге Дэвида Яллопа о трагической вечеринке, потом перекочевала в биографию Китона за авторством Марион Мид, а оттуда пролезла везде, включая Википедию), но безосновательная. Арбакл, суды над которым в марте 1922 года, когда снимался "Север", все еще не закончились, не участвовал в его создании, как иногда утверждается; хотя через пару месяцев Китон купил у него сценарий к другому фильму - "Дневные грезы" (но и это не точно). Харт же, пускай и жаловался, что такие события вредят киноиндустрии, и говорил, что ЕСЛИ Роско виновен, его надо наказать по всей строгости; однако, настаивал на том, что решать такие вещи должен суд, а не публика, и что не стоит делать поспешных выводов, а также, что он лично в виновность Роско не верит.

Тем не менее, пародия вышла действительно довольно злой. Китон демонстрирует подлинно ледяное чувство юмора, шутя тем, как его прежде всегда милый Бастер с беспечной жестокостью грабит, убивает и насилует. Некоторые из шуток кажутся рискованными даже сто лет спустя, да и цензуре тех лет тоже не все понравилось - из фильма, например, исчез фрагмент, в котором Бастер брезгливо переворачивает ногой трупы убитых им только что жены и любовника (а возможно, далеко не только это). Под ножницы цензуры попал даже вполне безобидный абсурдистский гэг с репродукцией печально известного полотна Поля Эмиля Шабаса "Сентябрьское утро" (а Бастер этот гэг так любил, что в 1957 году вопроизвел в постановке "Мертона из фильмов").

Впрочем, у аморального поведения Бастера в конце "Севера" находится объяснение - на самом деле он уснул в кинотеатре, и во сне видит себя героем фильма. Сон позволил Китону не только показать темную сторону подсознания своего персонажа, но и дальше, чем обычно, углубиться в дебри нереальных гэгов, сюрреалистических образов, трансформаций и ситуаций. Это далеко не первый и не последний сон Бастера, но здесь Китон впервые подчеркивает сходство кино и сна: два года спустя из этой же идеи вырастет один из его главных шедевров, "Шерлок-Младший".
Бастер Китон на съемках фильма "Морозный север"
А в санях сидит беременная жена Бастера, Натали Толмадж. Она не снималась в фильме, но присутствовала на съемках в Траки