Меню сайта
Навигатор
• КУЗНЕЦ •
BLACKSMITH
THE
КУЗНЕЦ (1922)
Бастер работает помощником деревенского кузнеца, и, надо сказать, не слишком преуспевает в этом занятии - настолько, что в конце концов за ним в погоню пускаются и его клиенты, и сам кузнец. Зато в процессе Бастер успевает завоевать сердце прекрасной незнакомки.
Премьера 11 июля 1922 г. (впервые показали в кинотеатре "Либерти" в Питтсбурге, штат Пенсильвания)
Сценарий и постановка: Бастер Китон и Эдвард Клайн
В ролях: Бастер Китон, Вирджиния Фокс, Джо Робертс
Музыка Дональда Сосина
"КУЗНЕЦ"
О ФИЛЬМЕ
Вдохновением для "Кузнеца" Китону явно послужил его хит времен водевиля - стихотворение "Деревенский кузнец" Генри Уодсворта Лонгфелло, которое Бастер с огромным успехом декламировал, когда ему было 12. Картина снималась в некоторой спешке - после долгого вынужденного перерыва из-за травмы и недавней женитьбы на Натали Толмадж, Китону приходилось наверстывать отставание от графика. К тому же, он торопился закончить основные съемки поскорее, чтобы скомпенсировать пропущенный медовый месяц и свозить Натали на отдых в Санта-Барбару. Фильм был отснят всего за три недели и полностью готов к релизу к октябрю, однако, вопреки поговорке "поспешишь - людей насмешишь", рецензии после предварительных пресс-показов оказались неутешительными. Критика писала, что "в этой комедии, если ее можно так назвать", нет "ни смешка", а ситуации "вымученные" - и не то, чтобы это были вовсе напрасные обвинения. Фильм не только страдал от отсутствия внятного сюжета, но еще и включал два длинных и очень похожих между собой гэга, заимствованных из последней общей с Арбаклом короткометражки "Гараж" (1920) - сначала Бастер по невнимательности долго пачкал черной жижей белоснежную кобылу клиентки, а немного спустя - шикарный белоснежный автомобиль*, который вдобавок нечаянно разбивал подвешенным на тросе мотором. В итоге, Китон не стал выпускать фильм, и следующей за "Театром" вышла на экраны снятая после "Кузнеца" "Лодка".
Весной 1922 года, Китон вернулся к неудачной работе и в апреле завершил вторую версию - вместо сцены пачкотни лошади он вставил погоню с изобретательными гэгами, сделал внезапную романтическую линию чуть более логичной и слегка обновил подводку к финалу, в общей сложности заменив около 5 минут готового фильма. В результате получилась легкая и динамичная короткометражка с мультяшными гэгами и необычайно умной лошадью-модницей, с которой Бастер волшебным образом находит общий язык. Погоня, которую Китон вставил в новой версии, может похвастаться довольно смелым по тем временам гэгом о примиряющей силе красоты - Бастер, как и преследующий его с явно нехорошими намерениями кузнец, оказываются так захвачены зрелищем силуэта раздевающейся в окне девушки, что на время забывают о разногласиях и даже заботятся о том, чтобы соседу было удобнее смотреть. Во время той же погони появляется картонный рекламный автомобиль "Бессмысленная шестерка" - в противовес популярной на тот момент рекламе автомобилей Оакленд с шестилитровым двигателем под названием "Осмысленная шестерка". Заканчивается "Кузнец" автобиографичной шуткой про брак и крушением поезда, почти идентичным "самой дорогой сцене немого кино" из грядущего "Генерала" - правда, поезд пока игрушечный.

Обновленный "Кузнец" вышел на экраны в конце июля 1922 года и на сей раз получил теплый прием у прессы и публики, но его приключения на этом не закончились. Когда в 1950-х Китон вместе с коллекционером Реймондом Рохауэром начал поиски своих фильмов по всему свету, копия "Кузнеца" отыскалась в потайном хранилище бывшей монтажной когда-то построенной Китоном Итальянской Виллы - только это оказалась первая, дорелизная версия, забракованная критикой. Именно в таком виде "Кузнец" обрел повторную известность, привычно считаясь одной из самых слабых работ Китона. Однако, в 2013 году везучий аргентинский коллекционер Фернандо Пена, за пару лет до этого подаривший миру полную версию "Метрополиса" Фрица Ланга, отыскал среди купленных на аукционе катушек 8-мм копию второй, итоговой версии "Кузнеца". Узнав об этом, Серж Бромберг, основатель и руководитель Lobster Films (французской компании, занимающейся сохранением и реставрацией немого кино) наконец-то решил проверить, какие же варианты фильма хранятся у него - и выяснил, что многие годы был обладателем полноценной 35-мм копии его финальной версии. Впервые "Кузнец" в его законченном виде попал к широкой аудитории только в 2016 году.
_____________________
*Из биографии Китона Марион Мид родился миф, что эта машина - подаренный Китонам на свадьбу родней Натали Роллс-Ройс; на самом деле это довольно старый Пирс-Эрроу, который купили специально для фильма, чтобы сломать
Бастер Китон и Вирджиния Фокс на съемках фильма "Кузнец"
"Бастер замышляет быструю месть"