Меню сайта
Навигатор
• САМОГОН •
MOONSHINE
САМОГОН (1918)
Фильм повествует о борьбе отважного федерального агента Роско и его верного лейтенанта Бастера, которые тут как и в двух предыдущих фильмах работают в команде, с контрабандистами-бутлегерами и остатками здравого смысла.
Фатти подрабатывает в мясной лавке и соперничает за руку и сердце прекрасной Аманды с другим продавцом, Слимом Снейвли. В лавку приходят разные покупатели, и начинается... довольно типичная для 1917 года безумная и беспорядочная комедия со швырянием муки и тортов, потасовками, нелепыми падениями и переодеваниями; однако включающая историческое событие - первое появление Бастера Китона на экране.
Режиссер: Роско Арбакл
Автор сценария: Роско Арбакл
В ролях: Роско Арбакл, Бастер Китон, Эл Сент-Джон, Элис Лейк, Джо Бордо, Чарльз Дадли и др.
Музыка: Антонио Коппола

"САМОГОН"
О ФИЛЬМЕ
«Самогон» долгое время существовал в виде шестиминутного рваного фрагмента 35-мм пленки, и только в начале 2000-х был, наконец, восстановлен с помощью обнаруженной в Европе копии, что, безусловно, плюс. Минус заключается в том, что на данный момент удалось обнаружить только 16-мм копию фильма (и то не совсем полную), которая сохранилась, мягко говоря, не лучшим образом. К тому же скачки с 35 на 16 мм откровенно нервируют, но пока тут ничего не поделаешь.

От завязки фильма можно ожидать традиционного набора забав — погонь, перестрелок, драк, нелепых падений, обязательной любовной линии, и все это действительно присутствует; но на деле «Самогон» — комедия совсем иного рода, чем все предыдущие и даже последующие работы Comique. Немалая часть юмора тут строится вокруг признания факта, что фильм есть фильм — не попытка воспроизведения реальности, а игра. Четвертую стену тут не просто сломали, а упразднили за ненадобностью, и все действующие лица в курсе, что дело обстоит именно так — бутлегер хвалит агента за удачный трюк, массовки нет на месте, потому что она ушла обедать, а любовная линия так плохо проработана просто потому, что в двадцатиминутной короткометражке на нее не хватило времени.

Ломать четвертую стену и подмигивать в камеру Арбакл, как мы уже говорили, и сам был не прочь, но до того никогда не пытался вынести это подмигивание за рамки отдельных гэгов. Кроме того, он старался следовать проверенной сеннетовской формуле, требующей в кадре как можно больше простого действия и предполагающей, что сознание зрителя застряло где-то в двенадцатилетнем возрасте, поэтому заставлять его думать нежелательно. Эта позиция стала главным разногласием Арбакла с Китоном во времена их сотрудничества, поэтому современная критика считает, что идея распространить самоосознание на целый фильм с большой долей вероятности принадлежала именно последнему. Впрочем, потом сдержанный Китон никогда не ломал четвертую стену таким бесцеремонным образом, а вот Арбакл, работая в 20-х над короткометражками под псевдонимом Уильям Гудрич — очень даже, так что утверждать наверняка все-таки поостережемся.

Зато Китон совершенно точно выступил автором идеи и технической реализации самого впечатляющего не только в этом, но и во всех фильмах Comique визуального гэга-спецэффекта с "резиновой" машиной. В дальнем плане, без монтажа и видимых склеек лейтенант Бастер вызывает из небольшого автомобиля полсотни человек подкрепления. Мультиэкспозиция тут менее изощренная, чем в его грядущем «Театре», но сам трюк сложнее, чем кажется — чтобы машина не раскачивалась, пока из нее лезет бесконечный поток агентов, Китон придумал приподнять ее над землей на четырех домкратах. В противном случае пустая половина машины, снятая в первой экспозиции, оставалась бы незыблемой, а другая подпрыгивала бы на рессорах под весом агентов, разрушая иллюзию.
Фильм и дальше с удовольствием подчеркивает свою нереальность с помощью спецэффектов, в числе которых Эл Сент-Джон, совершенно буквально появляющийся в роли навязчивого ухажера Элис Лейк и переходящий в гриффитовский сверхкрупный план, корча при этом жуткие рожи, и по-китонски изящно забавляется высмеиванием уже сложившихся мелодраматических штампов (отец избивает несчастную дочь, злодеи бросают героя в темницу с невыносимыми условиями, а Немаленький Бродяга Роско в финале печально уходит вдаль, оставив завоеванной девушке вместо себя своего верного лейтенанта — девушка, впрочем, ничуть не огорчившись, плотоядно утаскивает свою добычу за ухо).

Кроме того, в фильме имеются первое перевоплощение Бастера в обезьяну (без соответствующего грима это выглядит даже страннее, чем в «Театре») и, может быть, самый китонский за все девять фильмов момент, в котором грозный контрабандист Эл, наставивший на лейтенанта Бастера ружье, случайно его теряет, а лейтенант, немедленно подобрав ружье, с непередаваемой учтивостью поспешно возвращает его владельцу.

P.S. Кстати, фильм добавляет на счет Бастера еще шесть убитых.