Меню сайта
Навигатор
CONVICT 13
• ЗАКЛЮЧЁННЫЙ 13 •
ЗАКЛЮЧЕННЫЙ 13 (1920)
Пока Бастер старается впечатлить Сибил своей игрой в гольф, из ближайшей тюрьмы сбегает заключенный №13. Во время игры Бастеру удается оглушить себя мячом в тот самый момент, когда преступник оказывается поблизости. Очнувшись, Бастер обнаруживает себя в арестантской форме и под конвоем дружелюбных стражей порядка.
Фатти подрабатывает в мясной лавке и соперничает за руку и сердце прекрасной Аманды с другим продавцом, Слимом Снейвли. В лавку приходят разные покупатели, и начинается... довольно типичная для 1917 года безумная и беспорядочная комедия со швырянием муки и тортов, потасовками, нелепыми падениями и переодеваниями; однако включающая историческое событие - первое появление Бастера Китона на экране.
Премьера 19 сентября 1920 г.
Сценарий и постановка:
Бастер Китон и Эдвард Клайн
В ролях: Бастер Китон, Сибил Сили, Джо Робертс, Эдвард Клайн, Джо Китон, Гарри Китон, Луиза Китон
Музыка: Роберт Израэль
"ЗАКЛЮЧЁННЫЙ 13"
О ФИЛЬМЕ
Надо сказать, комедии про тюрьму есть в активе у каждого уважающего себя комика – Ларри Симон, Лорел и Харди и даже сам Чарли Чаплин время от времени примеряли формы арестантов, работали на рудниках и скрывались от полиции. Но, пожалуй, ни одна тюремная комедия до этого не была такой странной и мрачной. В "Заключенном" Китон впервые в самостоятельном плавании использовал сон как способ рассказать историю за рамками реализма, развлекаясь добрыми шутками о смертной казни и веселым массовым насилием.

Пока Бастер пытается впечатлить свою подругу Сибил умением играть в гольф, из ближайшей тюрьмы сбегает заключенный №13. В тот самый момент, когда преступник оказывается поблизости, Бастер ухитряется оглушить себя мячом для гольфа и потерять сознание. Очнувшись, он обнаруживает, что одет в арестантскую форму, находится под конвоем дружелюбных стражей порядка и, после пары неудачных попыток сбежать, попадает в тюрьму.

В тюрьме с ним происходят кафкианские злоключения, которые мы вам спойлерить не будем. В какой-то момент Бастер сталкивается с крупной проблемой в лице самого опасного в этой тюрьме заключенного, которого играет "Большой" Джо Робертс. Джо, уже появлявшийся в "Одной неделе" в роли доставщика пианино, был соседом Китонов по актерскому поселку в Маскигоне и другом семьи с тех пор, как Бастеру исполнилось 14. Джо очень удачно играл его антагонистов во всех фильмах вплоть до 1923 года - на фоне огромного Робертса Бастер выглядел особенно маленьким и беззащитным. "Палача-чемпиона в тяжелом весе" играет сорежиссер Китона Эдди Клайн, а в эпизодических ролях в фильме появляются остальные Китоны - отец Бастера Джо, и вроде бы его младшие брат и сестра, Гарри и Луиза.
Сцена, где Бастер сражается с бунтовщиками с помощью боксерской груши на веревке, повторяет рискованный сценический номер "Трех Китонов", в котором Джо Китон брился у зеркала опасной бритвой, а Бастер, стоя на столе, раскручивал над головой привязанный баскетбольный мяч, который проносился все ближе к Джо, пока не ударял его по затылку. Впрочем, снимать кино оказалось даже опаснее, чем выступать на сцене - по сообщениям прессы, во время съемок "Заключенного" Бастера сначала из-за каких-то технических накладок чуть было по-настоящему не повесили на эшафоте, а после, во время съемок сцены бунта, прилетевший шальной кирпич сломал ему ребро.

Фильм вроде бы заканчивается ходом "это был сон", привычным даже в 1920-е (Китон и Арбакл уже прибегали к нему в фильме "Спокойной ночи, сестричка", 1918). В финале Бастер ударом кувалды по голове оглушает себя во второй раз - и просыпается на поле для гольфа, в том же месте, где отключился в первый; его находит вездесущая Сибил и уводит в хэппи-энд и светлое будущее (финальный кусочек с машиной сохранился только в советской прокатной копии, мы его специально вставили). Однако, стоит обратить внимание, что побег заключенного №13 и полицейская облава в начале фильма происходят ДО того, как Бастер впервые теряет сознание, в "реальной" части фильма: Бастер и его помощник слышат сигнал тревоги и принимают его за сигнал к обеду. Стало быть, беглец, который на наших глазах меняется одеждой с бесчувственным Бастером, в рамках логики фильма принадлежит "реальности". При этом сам Бастер на момент потери сознания о грозных событиях ничего не знает, поэтому непонятно, как они могли ему привидеться. Все это наводит на мысль: действительно ли тюремные ужасы - только видение Бастера? Или сном было не попадание в тюрьму, а как раз благополучное возвращение к "реальности" в конце, после удара кувалдой? В общем, передаем Кристоферу Нолану наш горячий привет.

P.S. Пара интересных мелочей: один из стражников - слуга правосудия - по всей видимости, буквально слеп.
В сцене, где Бастер воспроизводит представление "Трех Китонов", он так увлекается процессом, что сбив папу с ног грушей, забывает следить за лицом и довольно заметно *и просто довольно* улыбается. А еще во время бунта его один раз очень зрелищно убивают в виде заключенного - но это уж вы сами найдите :)
Бастер Китон и Джо Робертс на съемках "Заключенного 13"
Бастер и его большой друг Джо весело проводят время