С нами дедушка Бастер был в основном довольно молчаливым, но очень милым и очень честным. Мы сделали сотни и сотни маленьких коротких дублей, и Бастер терпеливо сидел и смотрел их все, высказывая свои замечания. Большинство советов и предложений он давал прямо во время просмотра, говоря:
"В этом нет необходимости" или
"... слишком долго", а иногда и
"Это забавно". Кроме того, он показывал нам рекламные ролики, которые снимал в те дни, и рассказывал о том, что и как он делал.
Кстати, меня там не было, но его жена вспоминала историю о том, как Бастер был разочарован фильмом Ричарда Лестера «Забавная история, случившаяся по дороге на форум». Однажды он пришел домой со съемок и сказал, что они с Джеком Гилфордом вместе сделали потрясающую сцену, он был в восторге:
"Мы просто разыгрывали друг друга, и это самое веселое, что у меня было за годы работы". А когда фильм вышел на экраны, Бастер сокрушался, потому что Лестер порезал сцену на крупные планы и склейки, и потерял всю суть.
К моему большому сожалению, я должен признать, что, по крайней мере поначалу мы были слишком наивны, чтобы воспринимать всерьез многое из того, что он говорил. Мне было, наверное, около 15 или 16 лет, когда Джим начал приводить меня к нему домой. Мы не видели ранних работ Бастера, потому что это было до того, как в доступе появилось много фильмов той эпохи. В то время мы знали только, что он был известным комиком в 20-е годы, поэтому в первую очередь ждали от него идей для гэгов. Мои знания о Бастере тогда были по большей части ограничены этим фильмом с Дональдом О'Коннором. Тогда я понятия не имел, что он еще и режиссер, только позже мы увидели в нем новатора и художника. К счастью, потом началось возрождение фильмов того времени, и я осознал, что он действительно был великим режиссером! Но, боюсь, тогда мы упустили много возможностей.
Первый раз, когда я посмотрел фильм Бастера Китона, им оказался «Генерал», который изменил мою жизнь. Это было возрождение Бастера Китона – показ, который организовал Рэймонд Рохауэр. Он разыскал материалы и много врал о том, как ему это удалось, но надо отдать парню должное – он действительно вызвал большой всплеск интереса и восстановил репутацию Бастера как художника, кем он и являлся. Скорее всего, я и раньше видел кое-что по телевизору, но не фильмы целиком. И я был просто потрясен, потому что это – искусство, это – великий фильм, даже не великий немой фильм, а великий фильм всех времен. Он перенес меня прямо в 1860-е годы на Юг (хотя фильм и был снят на северо-западе); я как будто оказался в том времени и в том месте. Я тогда подумал:
"Вот что должно делать кино!". Потом я прожил два года в Коттедж-Грув, штат Орегон, где он снимал «Генерала», и мне довелось побывать во многих местах, которые он использовал. В городе есть кафе под названием "Кафе Бастера", и в целом, Бастер Китон в Коттедж-Грув – важная шишка. Там его любят, есть даже большая
фреска с его изображением, нарисованная на наружной стене кафе.