Меню сайта
Навигатор
РОН МАЭЛ
• Эксклюзивное интервью легендарного музыканта, автора и композитора американской арт-рок группы Sparks, настоящего гения и просто невероятно интересного человека •
ЗНАМЕНИТЫЙ БАСТЕР ФАН
О КИТОНЕ
Рубрика #БастерФан продолжается полнейшим эксклюзивом (вы вообще первые в мире это видите!) - администрация паблика с помощью наших друзей из Международного Общества Бастера Китона внезапно расспросила о Бастере Рона Маэла, автора песен и старшего брата из дуэта Sparks.
Sparks — группа с большой музыкальной историей. Они начали свою карьеру еще в начале 1970-х годов, выпустили 26 студийных альбомов, создали мюзикл «Аннетт» с Леосом Караксом, и явно не собираются на этом останавливаться. Администрация сообщества к собственному изумлению внезапно взяла интервью у Рона Маэла, автора песен и старшей половины дуэта братьев Sparks, и расспросила его о любви к Бастеру. Смотрите, что получилось.
— Рон, помните ли вы, как впервые познакомились с Бастером Китоном?
— Вероятно, это случилось не через его фильмы. Когда я рос, было очень мало возможностей посмотреть немое кино (давайте просто условимся, что главные фильмы Китона — это немое кино). Я думаю, что впервые узнал о Бастере Китоне по-настоящему, а не просто как о каком-то смутном имени из прошлого, увидев его фото на многочисленных постерах в психоделических магазинах и хэдшопах (хиппарские магазины с разнообразным конопляным ассортиментом — прим пер.), в 60-х годах, когда я был подростком. Каким-то образом Китон и У.К. Филдс стали иконами хэдшопов. До встречи с его фильмами еще пришлось подождать.
Афиша концерта психоделических рок-групп Jefferson Airplane/Grateful Dead и др.,1967г.
— В фильме «Братья Спаркс» немало внимания уделяется тому, что ваши родители часто водили вас с Расселом в кино. Вы не застали немых фильмов Китона в кинотеатрах в детстве? В какие кинотеатры вы ходили?
— Хотя наши родители часто водили нас в кино (отец — по выходным, а мать — на дневные показы в будние дни), увидеть фильмы Китона мы смогли только когда стали ходить в Кинотеатр Немого Кино на Фейрфакс-авеню. Мы посещали его каждую неделю, и театром все еще управляли его первоначальные владельцы, мистер и миссис Хэмптон. Почему-то эта очаровательная пожилая пара была идеальной в роли хозяев показов этих великих и недооцененных фильмов. Вдова Китона, Элеонор, часто присутствовала в качестве почетного гостя, сидя в первом ряду.
Спаркс у входа в кинотеатр, 1975 год
Я не помню точное время, когда мы впервые пошли в Кинотеатр Немого Кино, но, должно быть, это была вторая половина 70-х, так как в то время Хэмптоны все еще им управляли. Дороти продавала билеты, а потом развернулась и запустила киоск, в то время как Джон делал почти все остальное. Это было такое особенное место. Я никогда не испытывал там чувства ностальгии - фильмы всегда воспринимались очень сиюминутно. Больше всего я терпеть не могу, когда зрители смеются над драмами немого кино, не принимая красоты исполнения и режиссуры в духе того времени, когда они были созданы. Это, конечно, не такая уж проблема с комедиями, и особенно - с комедиями Китона. Они были смешными тогда, и они все еще смешные сейчас!

К сожалению, я не помню первый фильм Китона, который я там увидел, но его фильмы всегда трогали меня так, как не удавалось картинам Чаплина, Гарольда Ллойда или Гарри Лэнгдона. Их я тоже любил, просто не так страстно и лично, как Бастера Китона.
Кинотеатр Немого Кино на Фейрфакс-авеню
А в детстве мы ходили в "Критерион" в Санта-Монике, "Лойолу" в Вестчестере (ныне здание медицинского офиса), "Калвер" (ныне театр Кирка Дугласа), "Купол" в Оушен-Парке, "Фокс Венис", "Пиквуд" в Западном Лос-Анджелесе и так далее. Однако, ни в одном из них не показывали немых фильмов, и, конечно, в то время не было домашнего видео, чтобы посмотреть фильмы Китона. Кинотеатр Немого Кино стал нашей Меккой.
— Как человек, выросший в Лос-Анджелесе, помните ли вы какие-нибудь появления Бастера на телевидении в 1950-х или 1960-х?
— Я не помню, чтобы тогда видел какие-либо выступления Бастера по ТВ. К сожалению, «Шоу Бастера Китона» мы пропустили. Но с тех пор я много чего посмотрел, включая его чудесное появление в передаче «Это твоя жизнь».
Бастер Китон на ТВ
— Какие ваши любимые фильмы Китона и в целом немые комедии?
— Пожалуй, мои любимые полнометражные фильмы Китона — это «Шерлок-младший» и «Генерал»; но иногда я вспоминаю какую-то конкретную изумительную сцену из другой картины, и она тут же добавляется в мой список любимых, так что, совершенно внезапно, в этом списке оказываются все его работы. Я думаю, что «Кинооператор», его первый фильм, созданный в злополучном союзе с MGM, прекрасен. Его появление в «Фильме» Сэмюэля Беккета мне тоже кажется интригующим. Давайте посмотрим правде в глаза — все его немые фильмы, как короткометражные, так и полнометражные, а также короткометражки с Роско Арбаклом — шедевры. Он был великим комиком и не менее великим режиссером.
«Генерал» (1926)
Китон, безусловно, мой самый любимый комик, но кроме того мне нравятся немые фильмы Мэрион Дэвис. И «Люди Искусства», и «Патси» показывают, какая она была особенная и какая забавная (другой мой кумир, Орсон Уэллс, несправедливо оклеветал её в «Гражданине Кейне»).
Мэри Дресслер, Мэрион Дэвис и Джейн Уинтон в фильме «Патси» (1928), реж. Кинг Видор
Еще я люблю немые комедии великого японского режиссера Ясудзиро Одзу. Конечно, он больше прославился своими очень стилизованными семейными драмами, снятыми после Второй мировой войны, но его более ранние немые комедии тоже были невероятными, хотя и менее известными. Он продолжал работать в немом кино после того, как большинство других режиссеров переключились на звук.

И еще, хотя комедии Жака Тати официально не являются немыми, немая комедия на них очень повлияла, и я обожаю все его фильмы.
Французский режиссер Жак Тати — еще один #БастерФан
— А фильмы Пьера Этекса вы видели? Он был гэгманом Жака Тати во время работы над фильмом "Мой дядюшка" (1958) и тоже большим поклонником Китона.
— Мне нравятся фильмы Пьера Этекса, хотя, должен признаться, что я видел только три - короткометражку "Счастливая годовщина" (1962) и полнометражные фильмы "Йойо" (1964) и "Большая любовь" (1968). Вдохновение Бастером Китоном совершенно очевидно в его работе. Всегда интересно наблюдать, как другие комики и комики других культур опирались на его наследие.
Пьер Этекс на съемках фильма «Йойо» (1964)
— Как Бастер Китон повлиял на Sparks, если вообще повлиял?
— Я думаю, что Бастер Китон очень специфическим образом повлиял на мои собственные выступления, дав понять, что тонкость, определенное преуменьшение движения и выражения может быть не менее захватывающим (для отдельных проницательных людей!), чем гиперподвижность и экспрессия. Еще я думаю, что наше использование юмора в несколько обозревательном ключе, — это влияние Китона.

В частности, попытка избежать сентиментальности в эмоциональные моменты — это то, чему мы, возможно, косвенно научились у Китона. Именно поэтому для меня Китон намного важнее Чаплина. Каждому свое, я думаю!
«Мне всегда нравились комики немого кино, Бастер Китон даже больше, чем Чарли Чаплин, несмотря на то, что я носил весьма характерные усы в 1970-х» — цитата Рона из интервью с Джоном Роббом (май 2020г.) / фото 1972г.
— У вас большая коллекция книг, есть ли в вашей библиотеке что-нибудь о Китоне или других немых комиках?
— У меня, конечно, есть «Silent Echoes», важнейшая книга о местах в Лос-Анджелесе и его окрестностях, которые Бастер Китон использовал в своих фильмах. Кажется, эта книга, к сожалению, уже вышла из печати, но я уверен, что у большинства фанатов она тоже есть (мы работаем над этим — прим. адм.). Кроме того, я люблю книгу «Прогулка Бастера Китона», написанную Федерико Гарсиа Лоркой и иллюстрированную Мануэлем Флоресом. Еще есть увлекательный сборник эссе под названием «Шерлок-младший Бастера Китона», составленный Эндрю Хортоном, из серии Кембриджских справочников по фильмам. И все-таки всегда лучше смотреть фильмы Китона, чем читать о нем.
Флаер с японской ретроспективы, которым любезно поделился с нами Рон Маэл
Я взял эту листовку с ретроспективы Бастера Китона во время одной из моих поездок в Японию. В кинотеатрах в вестибюле всегда есть листовки с анонсами, и я начал собирать японские листовки, потому что они очень отличались от западной рекламы того же фильма. К сожалению, я тогда не смог пробыть в Японии достаточно долго, чтобы посмотреть какой-то из фильмов Китона, но я уверен, что в какой-нибудь будущей поездке мне удастся попасть на показ и услышать, как зрители смеются точно так же, как американцы или британцы, Я посетил там несколько показов японских немых фильмов, и один из них сопровождал бенши, которые были частью японских показов в эпоху немого кино. Они выступали живьем в кинотеатре, рассказывали сюжет и часто играли всех персонажей, как мужчин, так и женщин, как японцев, так и иностранцев. Это был очень интересный опыт.
— Наконец, есть ли какие-нибудь предстоящие проекты от Sparks, на которые нашим читателям стоит обратить внимание?
— Sparks будет гастролировать по США в 2022 году, начиная с 2 концертов в Disney Hall в Лос-Анджелесе в феврале, затем выступит с концертами во многих городах США в марте, а потом, в апреле, выступит в Великобритании и Европе. После этого мы планируем сыграть в Японии и вернуться в Мексику. Еще мы пишем новый киномюзикл! «Аннетт» (новый совместный фильм Леоса Каракса и Sparks с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в гл. ролях) стала таким невероятным испытанием и опытом, что мы хотим это повторить. Наша любовь к кино продолжается!
Рон и Рассел демонстрируют награду кинофестиваля. Летом 2021 года состоялась премьера мюзикла «Аннетт» на Каннском кинофестивале; фильм выиграл 2 номинации — лучший режиссер (Леос Каракс) и лучший саундтрек (Sparks)
Постер мюзикла "Аннетт", к которому братья Маэлы написали сценарий и музыку
И позвольте мне просто добавить, что вдохновение от Китона с годами становится для меня все более и более важным. Я держусь за все меньше и меньше вещей, но они со временем значат для меня все больше и больше, и Китон всегда остается рядом.