Меню сайта
Навигатор
БАСТЕР
КАСКАДЕР
КИТОН
• 10 самых опасных трюков с комментариями •
• 10 самых опасных трюков с комментариями •
Китона у нас иногда любят называть «первым каскадером» — и это, конечно, неправда. Каскадерская профессия зародилась вскоре после становления самого кинематографа, хотя, когда кино было в новинку, опасные вещи в кадре часто выполняли добровольцы даже бесплатно. Первым человеком, которого специально наняли, чтобы исполнить в фильме рискованный трюк, считается Фрэнк Хэлуэй — он сыграл бандита, упавшего с лошади, в «Великом ограблении поезда» (1903). С каскадерства начинали свой путь в кино многие звезды — даже великий и ужасный Эрих фон Штрогейм, китонский брат по разуму и товарищ по несчастью, по его словам, начал кинокарьеру с того, что на съемках «Рождения Нации» (1915) убедил Гриффита, что может выполнять опасные трюки, упал с крыши здания и сломал себе два ребра (хотя он, конечно, мог и приврать). Так или иначе, к услугам каскадеров прибегали все звезды первой величины — даже атлетичных Дугласа Фэрбенкса и Гарольда Ллойда иногда заменяли профессиональные смельчаки (на съемках знаменитых сцен с небоскребом и часами из «Наконец в безопасности!» (1923) их было задействовано даже двое — Билл Стротер и Харви Перри)
Китон в порогах реки Траки на съемках «Нашего Гостеприимства», 1923
Бастер Китон стал, возможно, единственной из крупных кинозвезд, кто за все 10 лет (1917-1927) независимого кинопроизводства ни разу не воспользовался услугами каскадеров (хотя в одном трюке его всё-таки подменили). Его почти пожизненная подготовка в «самом грубом представлении в водевиле» сделала Китона лучшим атлетом и акробатом киноэкрана, а природное бесстрашие вместе с невероятной выносливостью и способностью переносить боль заработали ему среди работников собственной студии прозвище «Маленький железный человек», которым он явно гордился. Все тот же каскадер Харви Перри, работавший с Китоном на «Нашем Гостеприимстве» (он дублировал, например, Натали Толмадж в сценах с лодкой в горной реке), в интервью Кевину Браунлоу в конце 1970-х говорил, что он сам «не смог бы выполнять его трюки так, как он этого хотел», и что его падения «отличались от любых других», поэтому Бастера было «просто невозможно подменить».
Эрни Орсатти, который много лет проработал с Китоном в качестве ассистента, реквизитора и бейсболиста, а потом с его подачи ушел в профессиональный бейсбол, в интервью 1929 года так отвечал на ходившие тогда в прессе слухи о том, что он выполнял трюки за Бастера:

«
«Я никогда не был дублером Бастера Китона, потому что у Бастера никогда не было дублера. Китон — величайший каскадер в кино сегодня, и нет такого трюка, который был бы для него слишком опасным или слишком трудным».

»
Китон перед прыжком с водопада, «Наше Гостеприимство», 1923
Многие из трюков Бастера были рискованными и даже смертельно опасными — далеко не все они получались так, как задумано, и не все даром ему обошлись. Хотя по-настоящему крупных аварий было мало: он сломал себе ногу на съемках «Электрического дома» (1921) и получил перелом шейного позвонка во время сцены с водонапорной башней в «Шерлоке-младшем» (1924). Кроме того, он несколько раз чуть не утонул, ломал ребра, получал тяжелые ушибы, в том числе головы, а однажды был контужен выстрелом пушки (в «Генерале»). Действительно опасные трюки Китон старался выполнить с первого дубля и даже без репетиций:

«
«В моей работе слишком много риска для жизни и здоровья, чтобы репетиции шли на пользу. Многие сцены моих комедий требуют немалой акробатической работы, и если бы я проделал какой-нибудь трюк несколько раз, то, вероятно, утратил бы осторожность и попал в больницу. И еще, если быть до конца откровенным, для выполнения некоторых трюков нужно немало нервов, и я не могу собраться с духом до такой степени, чтобы решаться на роковой шаг по нескольку раз в день». [1]

»
Падающий фасад, «Пароходный Билл-младший», 1928
Мы выбрали 10 самых запоминающихся и опасных трюков Китона, сопровожденных его собственными комментариями.
10. Прыжок из повозки на лошадь в «Коридорном» (1918)

Китон не только сам выполнял свои трюки, но нередко каскадерил за других, особенно во время работы с Роско Арбаклом. Он учил актеров, как правильно падать, не причиняя себе вреда, и подменял их в небезопасных сценах (благодаря комплекции он часто дублировал леди, хотя однажды скатился с обрыва и за объемного Роско, как следует упаковавшись в подушки). Одним из самых запомнившихся Бастеру трюков стал прыжок из конного трамвая на спину лошади, потому что снять сцену оказалось немного сложнее, чем он думал.

«
«С первой попытки кучер промахнулся мимо лошадиной спины. Позже он проявил некоторую робость перед повторным прыжком, и я вызвался его заменить. Это был трудный прыжок: чтобы лошадь не могла ударить копытами в повозку, мы держали её на расстоянии четырёх с половиной футов. Я велел реквизитору поставить в повозку ящик, чтобы лучше оттолкнуться, и покрепче намотал на запястья вожжи, чтобы они не могли соскочить.

Мы не были лошадниками и потому не знали, что лошади видят всё, что делается сзади, иначе надели бы на неё шоры. Если б мы это сделали, она не смогла бы увидеть мой прыжок и ловко отступить в сторону так, чтобы я полностью промахнулся. В тот момент, когда я прыгнул, она помчалась по улице как бешеная, а я волочился за ней на груди, ударяясь обо все булыжники почти целый квартал, прежде чем кто-то смог её остановить». [2]

»
9. Прыжок со здания на здание («Три Эпохи», 1923)

Один из самых знаменитых трюков, который прошел не так, как задумано — и это оказалось даже к лучшему.

«
«Мы построили декорации над тоннелем Третьей улицы – или Бродвейским тоннелем – с видом прямо на Лос-Анджелес. Потом мы подняли камеры повыше и снимали через наши декорации вид на улицу под тоннелем, так, чтобы казалось, что мы на высоте 12-14 этажей. И у нас была сетка, натянутая от одной стены до другой ниже линии камеры, так что, если бы у вас не получилось выполнить трюк, вы упали бы в эту сетку, хотя падать бы пришлось около 35 футов (~10 м).

В сцене меня преследовали копы. Я воспользовался крышкой люка, положив ее на край крыши, чтобы использовать как трамплин. Я попятился, оттолкнулся от нее и попытался перепрыгнуть на другую сторону, до которой было около восемнадцати футов (~5,5 м). Но я переооценил упругость этой доски и не долетел. Я ударился плашмя о стену и упал в сетку, но удар был такой сильный, что я слегка отшиб себе колени, бедра и локти, потому что я врезался в стену плоско и неудачно – мне пришлось пойти домой и пролежать в постели три дня.

На следующий день мальчики пошли в проекционную, все равно посмотрели сцену, и она им понравилась, поэтому они вернулись и доложили мне об этом. Я сказал: "Ну, если она смотрится так хорошо, давайте подумаем, сможем ли мы ее использовать. Самое лучшее, что можно сделать — это повесить на окна козырьки, совсем небольшие, чтобы замедлить мое падение". … В итоге это оказалась самая смешная сцена во всей картине». [3]

»
8. Спасение на водопаде («Наше Гостеприимство», 1923)

Водопад выглядит настолько убедительно, что долгое время сцена считалась снятой на натуре. Но в 1960-х Китон охотно рассказал, что дело происходило на студии, с водопадом, возведенным над бассейном, и большой подробной миниатюрой далекого леса в фоне для создания перспективы. В самом трюке, однако, ничего поддельного не было.

«
«Декорацию построили над бассейном и провели четыре восьмидюймовые водопроводные трубы к большим насосам, чтобы поднимать воду для нашего водопада. Глубина водопада была около шести дюймов. Пару раз, раскачиваясь, я переворачивался вниз головой, когда ее ловил. Мне приходилось немедленно спускаться к врачу. Там мне из ушей и носа откачивали из воду и сушили меня, потому что когда столько воды падает вниз и попадает на тебя, висящего вверх ногами — никому мало не покажется. Сцена снята с третьего дубля, я промахнулся первые два раза, но на третий поймал».

»
7. Пороги в Траки («Наше Гостеприимство», 1923)

Сцена, снятая на настоящих порогах бурной реки Траки в Неваде, не обещала быть особенно опасной, но все-таки стала — из-за обрыва страховочной лески. В итоге снова получилось даже эффектнее — в фильм вошли кадры, на которых Китона по-настоящему и без всякой страховки уносит горной рекой, где он едва не тонет.

«
«Габури обмотал бревно проволокой, протянул ее примерно на шестьдесят футов и крепко привязал к бейсбольной бите. Эту биту держали трое мужчин. Идея была в том, чтобы показать этот момент крупным планом, пока они не дают потоку унести меня прочь. Потом мы переходили к дальнему плану на протяженные участки более спокойной воды, где они могли контролировать бревно и меня. Все шло отлично, а потом проволока лопнула, очень мягко, и — бац! — мы с бревном уже в порогах, отправляемся прямо в ад. Я слышал, как ребята кричат и бросаются бегом через скалы и подлесок вдоль реки.

Я был уверен на все сто, что мне надо избавиться от бревна, иначе оно забьет меня о скалы до смерти. Поэтому я его отпихнул и рванулся вперед. Я ударялся о валуны бедрами и коленями, а на пару из них так сильно налетал грудью, что меня выбрасывало из воды и переворачивало. Главное было не попасть в водовороты. Я боролся за дыхание и пытался вспомнить, как долго тянутся пороги и сколько их еще осталось.

Течение стало стихать, и я было подумал, что у меня получилось. И тут же оказался в пене глубиной в фут. В ней не очень хорошо дышать и уж точно не получается плавать. Потом я обнаружил, что в конце порогов скопилось ярдов триста этой пены. Меня спасла только излучина реки. Я не смог бы проплыть и лишних десяти ярдов. Я ухватился за несколько свисающих веток, вытащил себя наружу — ноги остались в воде, и просто лежал ничком, пытаясь отдышаться.

Все это заняло примерно полторы-две минуты. Эрни Орсатти, Чик Коллинз — каскадер, который умолял сделать этот эпизод за меня, — Гейб и остальные почти десять минут продирались сквозь подлесок. Не думаю, что они знали, что найдут».


»
6. Поездка на руле мотоцикла («Шерлок-Младший», 1924)

Классическая сцена, не раз скопированная современниками Китона и даже попавшая в фильм «Здравствуйте, я ваша тетя». У Бастера ушло немало времени, чтобы научиться водить мотоцикл таким нетривиальным способом, и хотя дело обошлось без существенных травм, инциденты на съемках тоже были.

«
«Гэг был такой: я ехал на руле мотоцикла, которым управлял напарник, пока мы не натыкались на кочку. Из-за нее он падал, а я продолжал двигаться в лос-анджелесском трафике, не догадываясь, что остался без водителя и теперь веду мотоцикл сам. Это была адская работа. Во-первых, газ был на руле, а вот тормозов у меня не было. Я заработал парочку очень красивых синяков, просто прелестных, пока научился с этим справляться.

"Коп", который падает с мотоцикла — это тоже я. Я его заменил, потому что с мотоцикла он падать не умел, так что я взял Эрни, c которым мы были примерно одного размера, одел его в свой костюм и посадил на руль, а сам нарядился Джиллеттом [ассистент Шерлока-младшего, который вел мотоцикл], сел на место водителя и упал».


»
5. Трюк с водонапорной башней («Шерлок-Младший», 1924)

Сцена, прославившаяся тем, что Бастер в ней сломал себе шейный позвонок, но не только не остановил съемки, а бодро вскочил и убежал из кадра, да и потом продолжал работать, как ни в чем не бывало.

«
«Этим напором воды меня ударило так сильно, что просто сорвало мои руки с веревки, и я упал. И когда я упал, сначала ногами, потом задом и головой, я шеей ударился о рельс. У меня несколько часов болела голова. […] Я зашел к Милдред Харрис — первой жене Чарли Чаплина — и она дала мне пару глотков выпивки. И я никогда не переставал работать. Но много лет спустя [в 1935] я оказался в Ветеранском госпитале в Саутелле. Доктор вызвал меня и спросил: "Когда вы сломали шею?" Я сказал, что никогда не ломал себе шею. "Посмотрите на рентген. Эта мозоль выросла над трещиной, она рядом с верхним позвонком." Я этого не знал. Я спросил: "Как давно это было?" — "Похоже, лет десять-пятнадцать назад." Что ж, это была удача. Никакого защемления нервов или чего-то еще, пока оно заживало».

»
4. Сцена с булыжниками («Семь Шансов», 1925)

Сам Китон не очень любил «Семь Шансов», чей сценарий, который казался ему неподходящим, без его ведома купил и навязал ему продюсер, Джозеф Шенк. Зато он очень гордился финальной сценой лавины, возникшей в фильме совершенно случайно.

«
«Я сбегал по склону холма, а на холме было несколько валунов, и я, скользя вниз, случайно задел один из них. Я столкнул этот камень, он ударил два других, и когда я оглянулся, то увидел, что вслед за мной вниз по склону прыгают три валуна размером с шары для боулинга. Мне действительно пришлось от них убегать.

Это был совсем небольшой эпизод в фильме, но на предпросмотре публика пришла от него в восторг. Я сказал: "Вот то, что надо!" Мы вернулись назад и в итоге сделали тысячи полторы камней, от булыжников размером с грейпфрут до одного валуна футов восьми (~ 2,4 м) в диаметре. Мы раскидали эти камни по лысому склону большой горы, а потом я поднялся туда и принялся за дело. По крайней мере, они были из папье-маше, но, например, этот здоровяк весил четыреста фунтов (~ 180 кг). Сам каркас уже чего-то стоил, так что стукнуть они могли как следует. Я оказался в самой гуще лавины камней — и это спасло мне картину, хотя все началось с чистой случайности».


»
3. Сцена со шпалами («Генерал», 1926)

Один из самых впечатляющих трюков не только в «Генерале», но и во всей фильмографии Китона. Хотя вместо настоящих деревянных железнодорожных шпал, каждая из которых весит около 100 кг, Бастер использует реквизитные (в последней реставрации это отлично заметно), за ним движется вполне настоящий многотонный локомотив.

«
«Трюк, где одна железнодорожная шпала сбивает другую, — один из тех, на которых зрители ахали, а не смеялись. Они немного смеялись потом. Сцена была снята с одного дубля».

»
2. Проезд на перекладине поезда («Генерал», 1926)

Некоторые трюки не требовали от Китона ни атлетических, ни акробатических способностей — только стальных нервов и выдержки. Первый вообще выглядит на экране не пугающе, а скорее забавно.

«
«Я сам водил локомотив на протяжении всей картины. Я так хорошо научился им управлять, что останавливал его в мгновение ока. Но когда дело дошло до этого трюка, я спросил машиниста, сможем ли мы так сделать. "Есть только одна опасность. Если в этих старых локомотивах подать слишком много пара, то колеса начнут прокручиваться. И если такое произойдет, тебя убьет прямо на месте". Мы попробовали сделать это четыре или пять раз, и в конце концов машинист решил, что справится. Тогда мы пошли и сняли сцену».

»
1. Падающий фасад («Пароходный Билл-младший», 1927)

Самый знаменитый трюк Китона, который повторили в кино бесконечное количество раз. В меньшем масштабе он сам уже дважды его использовал — с картонной декорацией, падающей на Роско, в их общем фильме «За сценой» (1919), и со стеной из досок в своей дебютной короткометражке «Одна неделя» (1920). В данном случае огромный и тяжелый фасад был жестко закреплен у земли петлями, а человек внутри дома в нужный момент перерезал веревки, на которых он держался. Вдова Китона, Элеонор, рассказывала, что как раз перед съемкой этого эпизода Китону сообщили, что его продюсер Джозеф Шенк принял решение закрыть «Студию Бастера Китона», а его самого поручить заботам MGM.

«
«Сначала я попросил их построить каркас [фасада] этого здания и убедиться, что петли прочные и надежные. Это было здание с высокой V-образной крышей, так что мы смогли сделать окно в ней исключительно высоко. Обычно окно второго этажа располагается на высоте двенадцати футов, но мы поднялись примерно на восемнадцать. Потом этот каркас положили на землю и сделали окно вокруг меня. Мы устроили окно так, чтобы у меня был зазор в два дюйма от каждого плеча, верхушка на два дюйма не доставала до головы, а низ — до пяток. Мы разметили землю и вбили большие гвозди туда, где должны были стоять мои пятки. Потом фасад поставили вертикально, покрасили его и сделали зазубренный край там, где он оторвался от главного здания; а потом привели в порядок внутренние помещения, так что когда фасад падает, вы видите дом. Потом мы установили наши ветряные машины с большими двигателями "Либерти". У нас их было шесть, и довольно мощных: они могли сдуть грузовик с дороги. Теперь нам нужно было убедиться, что мы получим эффект ветра на переднем и заднем плане, но при этом ветер не заденет фасад, когда тот начнет падать, потому что, если ветер искривит стену, она не упадет там, где нам нужно.

В то время я был не в себе, иначе никогда бы этого не сделал. Декорация весила 4000 фунтов (~1800 кг). Операторы, электрики и статисты молились, когда мы снимали эту сцену, и я не отрицаю, что немного молился сам, когда стоял там, ожидая падения. Две статистки упали в обморок, операторы смотрели в другую сторону, крутя ручки, и все на съемочной площадке были напуганы. Но сцена была снята одним дублем, и у нас все получилось как надо. Вы не делаете такие вещи дважды».


»
P.S. Единственный трюк, в котором Китона заменил другой человек — прыжок с шестом в «Колледже» (1927). Фильм, следующий за бесконечно затянувшимися съемками «Генерала», нужно было сделать быстро и экономно, и у Бастера не было времени освоить эту спортивную дисциплину так, чтобы прыжок достойно выглядел (хотя он уже использовал прыжок с шестом для гэга в «Трех Эпохах» (1923) и выполнил его сам, но там этот трюк не требовал правильной техники).

«
«За все мои годы в кино был только один случай, когда я использовал двойника. Тогда я нанял Ли Барнса, олимпийского чемпиона по прыжкам с шестом, чтобы он прыгнул в окно второго этажа. Я не мог выполнить этот трюк сам, потому что я не прыгун с шестом, и я не хотел тратить месяцы на тренировки, чтобы сделать это самостоятельно.»

»
Источники:

  1. Интервью Харви Перри в документальном фильме «Голливуд» (1980), 8 серия
  2. Интервью Эрни Орсатти The St. Louis Star and Times, вып. от 7 июня 1927 г.
  3. Picture Show, №63 Vol.3, 10 июля 1920 г.
  4. Б. Китон, Ч. Сэмюэлс «Мой удивительный мир фарса» (автобиография)
  5. Интервью Артуру Фридману, 1956
  6. Интервью Джону Джиллетту и Джеймсу Блю, Венеция, 1965
  7. Интервью Руди Блешу из его книги «Китон», 1966
  8. Интервью Гарри Брундиджу для газеты The St-Louis Star and Times (30.11.1929)
  9. Интервью Кевину Браунлоу, 1964