Меню сайта
Навигатор
БАСТЕР (КОЛЛИЕР) О
(КИТОНЕ)
БАСТЕРЕ
• воспоминания одного из близких друзей Китона в 1920-е годы •
• воспоминания одного из близких друзей Китона в 1920-е годы •
Уильям (Бастер) Коллиер-младший (1902 — 1987) — актер сцены и кино, который снялся более чем в 80 немых и звуковых картинах; приемный сын известного театрального актера Уильяма Коллиера. Несмотря на то, что был значительно младше Китона, попал в кино раньше, в 1916 году. Коллиер познакомился с Китоном в конце 1910-х, и они быстро стали близкими друзьями. Коллиер в разные годы давал интервью трем биографам Китона — Руди Блешу, Тому Дардису и Кевину Браунлоу.
Китон был тихим человеком. Он любил дом, детей и жизнь на природе. Я крестил его старшего сына, Джимми. Но Бастер не был таким уж домашним и никогда не оставался дома надолго: он или проводил время на рыбалке или охоте, или играл в бейсбол. Китон очень любил бейсбол, это всегда было самое восхитительное занятие в его жизни. Еще он любил готовить на гриле, встречать гостей у себя дома и весело проводить с ними время по выходным. Мы все время смеялись.
Китон был очень умен. Он отлично играл в бридж, и мало кто об этом знает, но у него был талант к математике. Хотя он вырос в водевиле и не получил никакого образования. Бастер не был дураком, он был очень умным и эрудированным, но изображал дурака и извлекал из этого пользу, если вы понимаете, о чем я. И он был очень, почти ненормально чувствительным. Большинство об этом не знало из-за его непроницаемого лица. Обычно люди выходили из водевиля закаленными — возьмите, например, Эла Джолсона или Джорджа Джессела, их кувалдой не пробьешь, но у Бастера не было этой жесткой скорлупы.

Два Бастера. Один только что вернулся из Европы, а другой - "главная поддержка". Бастер Китон, вернувшийся из-за границы, Бастер Коллиер и Салли Эйлерс, 1930
Я могу сказать вам вот что: он был восприимчив к лести. Или даже не к лести, но он нуждался в любви. Привязанность его поддерживала, я в этом уверен, не давала ему выстроить вокруг себя стену. По крайней мере, тогда. Если бы кто-нибудь обнял его и поцеловал, он был бы самым счастливым человеком на свете.

Девчонки охотились на Бастера. Аккуратный. Быстрый. Спортивный. Эта великолепная улыбка, которая стоила миллион долларов потому, что они никогда не видели ее на экране, его приятная речь, его задумчивость, его чудесные танцы... Да, девчонки обращали на него внимание. Думаю, Бастера это успокаивало.
Два Бастера. Один только что вернулся из Европы, а другой - "главная поддержка". Бастер Китон, вернувшийся из-за границы, Бастер Коллиер и Салли Эйлерс, 1930
Я могу сказать вам вот что: он был восприимчив к лести. Или даже не к лести, но он нуждался в любви. Привязанность его поддерживала, я в этом уверен, не давала ему выстроить вокруг себя стену. По крайней мере, тогда. Если бы кто-нибудь обнял его и поцеловал, он был бы самым счастливым человеком на свете.

Девчонки охотились на Бастера. Аккуратный. Быстрый. Спортивный. Эта великолепная улыбка, которая стоила миллион долларов потому, что они никогда не видели ее на экране, его приятная речь, его задумчивость, его чудесные танцы... Да, девчонки обращали на него внимание. Думаю, Бастера это успокаивало.
Бридж помог разрушить его жизнь. Бридж по два доллара за очко - за вечер можно потерять двадцать тысяч. И он был гением, он всегда был востребован. В любом случае, играть с Голдвинами и Шенками - это тяжелое испытание, ведь от игры зависит больше, чем просто победа или поражение. Я помню, как Бастер во время некоторых из этих поединков делал глубокий вдох — прием акробата, — когда начинал нервничать. Или даже выходил на улицу подышать свежим воздухом. К тому же, не забывайте, что Лу Энжер, Эдди Мэнникс и финансист И. К. Фрейд - все они вкладывали в Бастера деньги. Он был настолько хорош, что они его синдицировали. Они ставили на него — если он проигрывал, то и они проигрывали. Помню, однажды, после серии неудач, ему прислали фотографию похорон. Он посмеялся, но был расстроен. Он никогда не мог выразить боль.

Бастер нуждался в ярких эмоциях, но еще больше ему нравилось делать всех счастливыми, нравилась его банда. Вся команда его обожала. Китон был очень сдержан и вежлив, и очень великодушен: если кому-то что-то было нужно, он всегда первым предлагал помощь. Каждый день они вместе обедали: заканчивали работу и отправлялись куда-нибудь поесть или выпить. Им было правда весело.
Бастер Коллиер и Бастер Китон. Съемки предпоследнего фильма Китона «Колледж», 1927
Лучшее время для Китона было, когда он был независим, делал то, что хотел, делал это хорошо и получал массу удовольствия. Китон действительно руководил постановкой своих фильмов. Он всегда знал, что нужно и что не нужно делать. И он очень серьезно относился к своей работе. Он хохотал как сумасшедший вне съемочной площадки, но на работе он был крайне серьезен. Он не любил неприятностей, он хотел, чтобы все шло гладко и без всяких проблем. Я работал с Китоном на некоторых из его самых опасных акробатических трюков. Он доверял мне, потому что я ему нравился, потому что у меня хватало здравого смысла, и со мной он был уверен, что никто не наделает глупостей. Всегда находились актеры-весельчаки, и нужно было держать ситуацию под контролем, сделать так, чтобы все прошло как надо, и он остался в живых. Иногда я по-дружески обсуждал сценарий вместе с ним, прежде чем он начинал работу над фильмом, говорил, что мне нравится. Я был для него хорошим стимулом, потому что знал, на что Бастер способен.

Бастер Китон, Бастер Коллиер и Уильям Коллиер-старший, 1928
Когда Бастер работал с Джо Шенком, у него была собственная фабрика развлечений. Но на MGM он стал просто еще одним наемным работником — да, дорогим, но все же просто работником. Я не думаю, что управляющие MGM вообще знали, что он будет работать у них. Туда его перевели братья Шенки. И я не думаю, что Бастера заботило, нравится ли он ребятам из MGM, когда он был там.
Бастер Китон, Бастер Коллиер и Уильям Коллиер-старший, 1928
Когда Бастер работал с Джо Шенком, у него была собственная фабрика развлечений. Но на MGM он стал просто еще одним наемным работником — да, дорогим, но все же просто работником. Я не думаю, что управляющие MGM вообще знали, что он будет работать у них. Туда его перевели братья Шенки. И я не думаю, что Бастера заботило, нравится ли он ребятам из MGM, когда он был там. Некоторые люди из его команды оказались на студии вместе с ним, но многие другие - нет. Его людей переводили в другие сектора, которые его не касались, но он никогда не поднимал шума. Он только спрашивал: "Во сколько завтра?" и уходил со съемочной площадки. Тогда другие замечали: "О, что-то не так...". Так начинался его упадок. Ему нужен был контроль за сценариями. Те, которые ему давали, были посредственными и начинали повторяться. По-моему, он от всего этого устал.
Некоторые люди из его команды оказались на студии вместе с ним, но многие другие - нет. Его людей переводили в другие сектора, которые его не касались, но он никогда не поднимал шума. Он только спрашивал: "Во сколько завтра?" и уходил со съемочной площадки. Тогда другие замечали: "О, что-то не так...". Так начинался его упадок. Ему нужен был контроль за сценариями. Те, которые ему давали, были посредственными и начинали повторяться. По-моему, он от всего этого устал.

Сначала пара стаканчиков вечером превратились в четыре, а дальше потолок растворился в небесах. Потом они переместились в дневное время, а вскоре бутылка оказалась рядом с будильником. Бастер чувствовал, что он сможет взять себя в руки в любое время, когда захочет... даже если это займет тридцать дней. Похмелья — вот что его действительно достало. Он приближался к сорока и не переставал думать, что ему надо бы расслабиться и больше отдыхать. Но это был человек, который ни капли не сомневался в своем теле — невероятно спортивный, невероятно сильный, сам себе каскадер, лучшего просто не существовало. Он управлял своим телом как кошка — выбрось его из окна и он приземлится на ноги. Он никогда не допускал мысли, что состарится.

Портрет, подаренный Бастерами друг другу, 1928
Я видел, как все это началось. Я слишком любил его и восхищался им, чтобы остаться рядом и наблюдать за этим. Мы отдалились друг от друга. Я пытался поговорить с ним, но его банда окружала его стеной; он не хотел сталкиваться с чем-то неприятным. Когда он брался за дело, то шел до конца. Казалось, это должно было случиться — как в его картинах, — но, конечно, этого не произошло. Если бы кто-нибудь сумел увезти Бастера на год — в пустыню, в горы, на курорт вроде Карлсбада, куда угодно, — с таким великолепными физическими данными он вернулся бы новым человеком или, лучше сказать, старым. Но никто этого не сделал.
Портрет, подаренный Бастерами друг другу, 1928
Я видел, как все это началось. Я слишком любил его и восхищался им, чтобы остаться рядом и наблюдать за этим. Мы отдалились друг от друга. Я пытался поговорить с ним, но его банда окружала его стеной; он не хотел сталкиваться с чем-то неприятным. Когда он брался за дело, то шел до конца. Казалось, это должно было случиться — как в его картинах, — но, конечно, этого не произошло. Если бы кто-нибудь сумел увезти Бастера на год — в пустыню, в горы, на курорт вроде Карлсбада, куда угодно, — с таким великолепными физическими данными он вернулся бы новым человеком или, лучше сказать, старым. Но никто этого не сделал.
Что еще можно сказать о Бастере Китоне? Он был просто слишком хорошим парнем.