Меню сайта
Навигатор
БАСТЕРА
• история подводных съемок в художественных фильмах и опыты Китона в этой непростой области •
ПОДВОДНАЯ ОДИССЕЯ
КИТОНА
В фильме Бастера Китона «Навигатор» есть сцены, которыми он явно гордился и которые были для своего времени очень редки, а для комического жанра - так и вовсе уникальны.

«Фотосфера» братьев Уильямсонов
Первопроходцами подводной кинематографии считаются братья Джон Эрнест и Джордж Уильямсоны, основатели кинокомпании Submarine Film Corporation и изобретатели «фотосферы» - подводного колокола с большим стеклянным окном, связанного трубой со специально оборудованным кораблем. Фотосфера могла обеспечивать погружение на глубину до 250 футов. В 1914 году компания выпустила первый фильм с использованием подводных съемок - короткометражку «Тридцать лиг под морем». В 1916 году планировался к съемкам фильм «Гудини и чудо» с участием этого весьма популярного в нашем паблике мастера побегов; в фильме связанный Гудини, как вы уже догадались, должен был сбежать из «фотосферы», но из-за начала Первой Мировой съемки пришлось отменить.
Первопроходцами подводной кинематографии считаются братья Джон Эрнест и Джордж Уильямсоны, основатели кинокомпании Submarine Film Corporation и изобретатели «фотосферы» - подводного колокола с большим стеклянным окном, связанного трубой со специально оборудованным кораблем. Фотосфера могла обеспечивать погружение на глубину до 250 футов. В 1914 году компания выпустила первый фильм с использованием подводных съемок - короткометражку «Тридцать лиг под морем». В 1916 году планировался к съемкам фильм «Гудини и чудо» с участием этого весьма популярного в нашем паблике мастера побегов; в фильме связанный Гудини, как вы уже догадались, должен был сбежать из «фотосферы», но из-за начала Первой Мировой съемки пришлось отменить.
«Фотосфера» братьев Уильямсонов
Эрнест Уильямсон зачастую сам писал к фильмам сценарии, ставил их и выступал актером-подводником. Позже с использованием фотосферы и при участии Уильямсона был создан целый ряд полнометражных художественных фильмов с подлинными подводными эпизодами (The White Heather (1919) Мориса Турнье, Wet Gold (1921) и The Uninvited Guest (1924) Ральфа Инса, последний - с использованием Technicolor под водой).
Занятный ролик про Уильямсона и его «фотосферу» от Popular Science
Тем не менее, крупные голливудские студии как правило не горели желанием возиться с дорогостоящими, сложными и опасными подводными съемками. Поэтому для создания иллюзии кинематографисты шли на ухищрения — например, съемку в аквариуме или через него. Этот способ появился в кино очень рано благодаря кудеснику Жоржу Мельесу и успешно использовался на протяжении многих лет.
Съемка через аквариум. Рисунок Жоржа Мельеса к фильму «Русалка» (1904)
Иногда морское дно изображали и вовсе «по-сухому», как, например, в «Багдадском воре» (вышедшем в том же году, что и «Навигатор»), где водоросли колышутся, и Дуглас Фэрбенкс «плавает» с помощью тросов.
«Властелин колец» Питера Джексона отдыхает
Бастеру Китону с его тягой к аутентичности и подлинности такие трюки не годились. С Уильямсонами и их фотосферой Китон и компания тоже связываться не стали, изобретая велосипед экспериментируя самостоятельно.

Главное в погружениях — не забыть надеть шляпу
Сначала подводные сцены попытались снять в бассейне Риверсайда, штат Калифорния, но он оказался слишком мал, чтобы вместить 12-футовый макет киля корабля. Поэтому пришлось углубить девятифутовый бассейн до 20 футов. Увы, когда его заполнили водой, дно не выдержало. Стоимость восстановления бассейна пришлось включить в бюджет фильма.

Тогда попробовали снимать на месте съемок основной части фильма, в гавани Каталины. Но вода оказалась слишком мутной от икры рыб, которым как раз в этот момент вздумалось нереститься. В итоге Китон перевез компанию на озеро Тахо, чтобы попробовать еще раз.
Главное в погружениях — не забыть надеть шляпу
Сначала подводные сцены попытались снять в бассейне Риверсайда, штат Калифорния, но он оказался слишком мал, чтобы вместить 12-футовый макет киля корабля. Поэтому пришлось углубить девятифутовый бассейн до 20 футов. Увы, когда его заполнили водой, дно не выдержало. Стоимость восстановления бассейна пришлось включить в бюджет фильма.

Тогда попробовали снимать на месте съемок основной части фильма, в гавани Каталины. Но вода оказалась слишком мутной от икры рыб, которым как раз в этот момент вздумалось нереститься. В итоге Китон перевез компанию на озеро Тахо, чтобы попробовать еще раз.
Несмотря на июльскую жару, вода в озере была ледяной, и Бастер с операторами могли оставаться там только ограниченное время, в перерывах согреваясь бурбоном.

«
«Мы построили ящик для двух камер, с большим железным проходом наверх и лестницей. Этот ящик был сделан из досок и хорошо загерметизирован, чтобы избежать протечек. Но он был деревянный, и нужно было добавить груз - около тысячи фунтов. И мы использовали куски льда для поддержания внутри ящика такой же температуры, как у воды снаружи, чтобы не запотевали стекла. Поэтому мы повесили термометр, чтобы оператор мог видеть его через стекло и читать – и еще один внутри. Штука в том, что когда два человека находятся внутри, их тела греются, а это значит, что надо добавлять больше льда. Они довольно тепло одевались, чтобы это переносить.

И вот, там все снаряжение, я в этом глубоководном костюме, и тут оператор говорит: «Я слишком близко. Меня надо отодвинуть подальше». И я передвинул этот ящик под водой. Ящик весил, должно быть, тысячу четыреста фунтов или что-то в этом роде. Два оператора, две камеры и около двухсот-трехсот фунтов льда, еще тысяча фунтов груза. Вот сколько можно поднять, когда ты на глубине пятнадцати-двадцати футов.

Я провел там месяц, снимая эту сцену. Одной из худших проблем в Тахо была вода - настолько прозрачная, что действительно все было видно, но такая холодная, что я мог оставаться внизу только около тридцати минут за раз - потом холод пробирает до почек. Примерно через полчаса начинаешь цепенеть, хочется подняться и убраться оттуда».

»
Ящик с операторами, к тому же, все-таки протекал. Опасности поджидали и наверху — один раз Китон чуть не задохнулся, куря в скафандре:

«
«По замыслу гэга я курил сигарету, а девушка пыталась надеть на меня водолазный шлем. Сигарета оставалась у меня во рту, пока я тянулся, пытаясь ей помочь. Случайно девушка наполовину завинтила шлем, и сигаретный дым вызвал у меня отчаянный кашель. К счастью, Эрни Орзатти, бейсболист из «Сент-Луи Кардинале», работавший с нами, заметил, в какую переделку я попал, и вовремя отвинтил шлем».

»
Пострадал от этих подводных съемок не только сам Бастер. Считается, что Сальвадор Дали, вдохновившись сценами из «Навигатора», на международной выставке сюрреалистов в Лондоне в июле 1936 года решил прочитать лекцию о паранойе в таком же водолазном костюме. Костюм служил визуальной метафорой погружения в подсознательное.
Дали на выставке, 1936
Но воздух в шлеме внезапно стал заканчиваться, и Дали начал задыхаться. Впрочем, зрители были уверены, что все идет как надо, даже когда его друзья пытались снять с него шлем с помощью бильярдного кия и молотка. Более китонистическую картину даже нарочно придумать затруднительно.

Сам Бастер всегда считал «Навигатора» своим любимцем наравне с «Генералом». После выхода фильм получил высокие оценки критики, стал настоящим хитом у зрителей и крупным финансовым успехом — не в последнюю очередь благодаря тем самым подводным съемкам.

Источники: «With Williamson beneath the Sea» by Brian Taves, «Реформа воды» А. Липиной, интервью Китона Кевину Браунлоу, автобиография Китона, биография Китона «Cut to the Chase» by Marion Meade, «I, Lobster: A Crustacean Odyssey» by Nancy Frazier
Сам Бастер всегда считал «Навигатора» своим любимцем наравне с «Генералом». После выхода фильм получил высокие оценки критики, стал настоящим хитом у зрителей и крупным финансовым успехом — не в последнюю очередь благодаря тем самым подводным съемкам.

Источники: «With Williamson beneath the Sea» by Brian Taves, «Реформа воды» А. Липиной, интервью Китона Кевину Браунлоу, автобиография Китона, биография Китона «Cut to the Chase» by Marion Meade, «I, Lobster: A Crustacean Odyssey» by Nancy Frazier