Меню сайта
Навигатор
МОЯ ЖИЗНЬ
С БАСТЕРОМ
• воспоминания Элеонор, третьей жены Китона •
• воспоминания •
• Элеонор, третья жена Китона •
ЭЛЕОНОР КИТОН
В 1938 году, когда мы познакомились, я была танцовщицей на «Metro-Goldwyn-Mayer». В это время Бастер периодически работал в сценарном отделе MGM и делал короткометражки для «Columbia Pictures». Задолго до нашего знакомства я довольно часто видела его в кафе на студии во время обеда.

Ожидание между дублями на MGM все проводили за картами, и однажды я увидела, как несколько человек играют в бридж. Я увлеклась игрой и тоже захотела научиться. Арт Уитни, один из танцоров, вызвался проводить меня туда, где «играют в бридж дни напролет и есть хороший учитель». Уитни был лучшим другом Гарри Китона, в бридж играли в доме Бастера на Квинсберри драйв в Шевиот-Хиллс, а «хорошим учителем» был сам Бастер. Вскоре я стала приходить туда пару раз в неделю. Сначала я просто смотрела и училась. Мать Бастера, Майра, его брат Гарри по прозвищу «Джинглз» и сестра Луиза жили с ним в 1930-х годах, и все они играли в карты. Казалось, что в этом доме играют в бридж постоянно. Через какое-то время время я почувствовала себя достаточно уверенно, чтобы присоединиться к ним, но все еще делала огромное количество ошибок.
Долгие месяцы между мной и Бастером ничего не происходило [1]. Я не обращала на него особого внимания, за исключением того, что он хорошо готовил. Когда мы играли, у нас был перерыв на ужин — все собирались на кухне и готовили что-нибудь, чтобы мы могли быстрее вернуться к столу для игры — и он был отличным поваром. Я же была для него просто парой рук, которые держат карты. Прошло уже около полугода, когда кто-то однажды накричал на меня за то, что я разыграла не ту карту или неправильно сделала ставку. Я разозлилась и заорала в ответ. Потом Бастер мне сказал, что именно тогда он меня впервые заметил. Наверное, именно в этот момент и началась моя жизнь с Бастером.

До меня у него была подруга, с которой он встречался время от времени на протяжении многих лет, Дороти Себастиан. Она была замечательной актрисой, к тому же очень приятной женщиной, и хорошо играла в бридж, поэтому почти все время проводила у него дома. Бастер называл ее «Сламбастиан», не знаю почему — он любил подбирать людям глупые прозвища (меня он под настроение называл Эльсинор — это такое озеро недалеко от Сан-Диего [2]). Он обратил на меня внимание раньше, чем я на него, но знал, что не сможет просто бросить Дороти, если не придумает, как ее отвлечь — к тому времени она была другом семьи, они встречались по крайней мере лет шесть, а может, и больше.
Бастер и Дороти в ресторане, август 1939
Бастер и Дороти в «Браке назло», 1929
Тогда мы часто всей компанией ходили на матчи по борьбе, где Бастер подружился с одним молодым и красивым борцом, который и стал решением. Он два или три раза приглашал борца домой, на ужин, убедившись, что Дороти тоже там будет, и все случилось довольно быстро. Борец был юным и наивным, он всегда приходил со своим менеджером. Я думаю, Бастер знал Дороти достаточно хорошо, чтобы понимать — она сама сделает первый шаг; по-моему, именно так и произошло. Наверное, она думала, что сама бросила Бастера. Конечно, я ничего не замечала — мне такое и в голову не могло прийти, я просто играла в бридж. Бастер был изворотливым и скрытным — это единственный известный мне раз, когда он что-то такое проделал. Я очень долго ничего об этом не знала, и он мне никогда не рассказывал.

Наше первое свидание состоялось в клубе Эрла Кэрролла «Вэнитис» на Сансет Бульваре напротив голливудского «Палладиума». Это был первый раз, когда мы остались наедине. Обычно наши свидания проходили так, как нравилось Бастеру — дома, за игрой в бридж. Мы не очень часто куда-то выбирались.

Мы провстречались еще год, прежде чем я попросила Бастера на мне жениться (на самом деле нет — прим. пер.). В Палм-Спрингс на Новый год после полуночи, когда мы танцевали под оркестр, я посмотрела на него и спросила: «Когда мы поженимся?» А он ответил: «Завтра?» «Ну, не так же быстро», — сказала я. Тогда он предложил 31 мая: «Это я легко запомню, потому что в этот день я женился в первый раз!» Я сказала что-то вроде: «Да иди ты!» — и мы договорились на два дня раньше, 29 мая.

Подача заявления о регистрации брака
До того, как мы начали встречаться, я никогда не видела ни одного его фильма. Я знала, что он был звездой в 1920-е, но не помню, чтобы в детстве они мне попадались. Все мое знакомство с кино в 1920-х сводилось к случайным просмотрам картин вроде «Король королей» (1927) и субботним утренним сеансам, когда показывали в основном короткометражные фильмы. Я смотрела короткометражки Лорела и Харди и Чарли Чейза, но никакого Бастера Китона там не было, так что когда я впервые увидела фильм Китона, он сам мне его показал. Это произошло еще до нашей свадьбы, а фильмом был «Вояка Батлер», единственный, копию которого почему-то оказалось легко достать. Старый друг Бастера Эрни Орсатти запустил его в маленьком кинозале агентства талантов Орсатти, и мы посмотрели его вдвоем [3].

Никто не верил, что этот брак продлится долго. Еще до нашей свадьбы несколько друзей Бастера усадили меня и попытались отговорить. Они сказали, что у него было достаточно неприятностей в жизни и без меня, и что я должна уйти и оставить его в покое. У него уже было два неудачных брака, и третий ему был не нужен. Они в самых ясных выражениях объяснили мне его проблемы с алкоголем, так что я знала, во что ввязываюсь. Я была вежливой девушкой, поэтому внимательно их выслушала, а потом поступила так, как мне хотелось, и 29 мая 1940 года мы поженились.
Эдди Брэнд объявляет Бастера и Элеонор мужем и женой
Свадьба проходила в городской ратуше в центре Лос-Анджелеса. Моя сестра Джейн была моей подружкой невесты, а Лео Моррисон, агент Бастера, — его шафером. Судья Эдди Брэнд, проводивший церемонию, был младшим сыном Гарри Брэнда (бывшего рекламного агента Бастера и руководителя производства в «Колледже» и «Пароходном Билле»), и только что получил должность. Это была его первая свадьба, так что он очень нервничал. Оглядываясь назад, я понимаю, что все это было очень забавно. Эдди так сильно трясло, что слышно было, как шуршат его бумаги. Как только мы приехали и началась церемония, Эдди попытался женить Бастера на моей матери (она была ближе к нему по возрасту, чем я). Когда мы приступили к делу, из подвального помещения неожиданно выскочила целая пожарная команда. Все, кроме Эдди, Бастера и меня, подбежали к окну, чтобы посмотреть, где пожар. Эдди называл меня «Элеонор Моррис», вместо моего настоящего имени «Элеонор Норрис». Еще он все время путался между вариантами: «А вы, Джозеф Фрэнк?» (настоящее имя Бастера) и «А ты, Бастер?» После того, как все это закончилось, я совсем не была уверена, что нас вообще поженили.
В тот же день мы отправились в свадебное путешествие — на рыбалку на Джун-Лейк. В то время Бастер еще делал короткометражки для «Columbia Pictures», так что оно втиснулось в неделю между съемками. Остальные наши гости остались в доме Бастера, где щенок сенбернара съел наш свадебный торт и потом три дня хворал. Неплохое начало для двадцати шести лет совместной жизни!

Я часто думала, что мы с Бастером — одиночки, которые нашли друг друга. На момент брака я этого не осознавала, но думаю, что Бастер был для меня чем-то вроде отца (после того как мы поженились, я даже называла его «Отец»). Мой собственный отец, Ральф Норрис, который работал электриком в «Уорнер Бразерс», погиб в результате несчастного случая на студии, когда мне было десять лет. После его смерти я быстро повзрослела. Наверное, я никогда не была подростком. Я была довольно прямой и непосредственной юной леди, и знала, как позаботиться о себе. Я терпеть не могла лгать, и всегда ненавидела людей, которые лгут. И когда я начала ходить на свидания, ровесники меня не интересовали — это было все равно, что общаться с детьми. А Бастер отличался от всех, кого я знала.

Я не сразу поняла, что за семья мне досталась. Бастер никогда в жизни не жил один. Все детство он провел вместе с семьей в водевиле, и с тех пор, как ему исполнилось 11 или 12 лет, отвечал за покупку железнодорожных билетов и всего прочего для их туров. В каком-то смысле он рано повзрослел, как и я.

Мы с Бастером жили в Шевиот-Хиллз до начала Второй Мировой Войны. В это время все стали беспокоиться о возможном нападении японцев. Бастер не хотел, чтобы его мать жила одна, и когда мы не смогли убедить ее переехать к нам, то продали дом в Шевиот-Хиллз и сами переехали к ней на Виктория-Авеню. Мать Бастера, сестра и брат (и его семья) жили вместе с нами, плюс две кошки, сенбернар и еще одна собака. Бастер их всех поддерживал. Так было, пока в 1955 году его мать не умерла, а потом мы купили ранчо в Вудленд-Хиллз.
Китоны на «ранчо» в Вудланд-Хиллз
Элмер III
Самым замечательным итогом «Истории Бастера Китона» [4] стало то, что она позволила нам купить этот шестикомнатный дом на полутора акрах земли. Мы переехали на «ранчо», как называл его Бастер, в июне 1956 года. Он построил там бассейн и, так как хотел разводить кур, еще и курятник за домом, похожий на школу. В Вудленд-Хиллз, который находится к северу от Голливуда в долине Сан-Фернандо, тогда было немного жителей. Поскольку Бастер был единственным известным домовладельцем в этом районе, его назначили почетным мэром города.

Мы оба обожали наш дом, и когда Бастер не работал, любили проводить там время. Мы приглашали друзей на барбекю и игры в бридж, и очень дорожили спокойным временем наедине. У Бастера был огород и фруктовые деревья, и он часами их поливал. У нас росло девять ореховых деревьев, он любил собирать грецкие орехи и находить четырехлистные клеверы — у него с детства был талант быстро их замечать. Бастер держал дюжину рыжих кур породы Род-Айленд, которых называл своими «девочками» и давал им имена вроде Лиз, Жа-Жа, Мэрилин и Ава. [5]
Бастер и школа для кур
Бастер каждый день плавал, с удовольствием готовил, играл на укулеле и смотрел телевизор, который его завораживал. Еще Бастер обожал поезда. Его любимым собственным фильмом был «Генерал», и у него был игрушечный поезд, который бегал на дорожкам вокруг нашего стола для пикника и обратно в гараж. Вагоны были достаточно большими, чтобы вместить кока-колу или хот-дог, и Бастер так подавал еду нашим гостям, когда мы устраивали пикники. Он говорил, что «это избавляет от необходимости иметь официантов». И, конечно, он обожал часами играть в бридж.
Бастер и паровозики
Бастер всегда проделывал какие-то гэги, где бы мы ни были — дома, в дороге, везде, где ему что-то попадалось, просто для себя. Однажды, после ужина на океанском лайнере «Иль де Франс», во время танцев, я заметила, что Бастер исчез. Я огляделась и наконец увидела его в фойе, стоящего перед огромным окном и вытирающего крошечное пятнышко носовым платком. Я смотрела, как он тщательно протирает стекло, любуется своей работой и убирает платок. Конечно, никакого стекла в окне не было. Бастер всегда выкидывал что-нибудь вроде этого.
Дома происходило то же самое. Если бы к нам домой пришел незнакомец, он мог подумать, что на свободе разгуливает сумасшедший. Бастер обычно сидел на полу, в своем кабинете или в гостиной, прямо посреди комнаты, и делал странные вещи, что-то выдумывая. Так он «писал». Он никогда ничего не записывал на бумаге, просто держал все в уме. Независимо от того, что это был за проект — телевидение, реклама, кино, — именно так он и работал. Он соединял все вместе у себя в голове и, вместо того чтобы вручить кому-нибудь сценарий, просто объяснял, как должна выглядеть сцена или гэг. Наверное, точно так же он работал и в эпоху немого кино. Такие люди, как Бастер, с трудом меняют свои привычки.

Ну уж не так уж никогда.
Самый частый вопрос, который мне задавали: «Улыбался ли Бастер когда-нибудь?» Поскольку он редко менял свое невозмутимое выражение лица, людям просто трудно было представить себе, как он улыбается. И если рядом оказывалась камера, вы никогда бы не поймали его улыбку. Он думал, что если его заснимут улыбающимся или смеющимся, это плохо отразится на его образе. Но если камер поблизости не было и случалось что-то забавное, он улыбался. А если это было действительно смешно — хохотал. У Бастера был чудесный смех.
Самый частый вопрос, который мне задавали: «Улыбался ли Бастер когда-нибудь?» Поскольку он редко менял свое невозмутимое выражение лица, людям просто трудно было представить себе, как он улыбается. И если рядом оказывалась камера, вы никогда бы не поймали его улыбку. Он думал, что если его заснимут улыбающимся или смеющимся, это плохо отразится на его образе. Но если камер поблизости не было и случалось что-то забавное, он улыбался. А если это было действительно смешно — хохотал. У Бастера был чудесный смех.
Ну уж не так уж никогда.
Когда люди спрашивали Бастера о его «философии», он замолкал на мгновение, а потом говорил: «Быть смешным». Что же еще? В нем было нечто такое, до чего, наверное, никто не смог бы дотянуться, и, возможно, не стоило и пробовать. Может быть, лучше всего это выразили французы. Они дали ему такие прозвища, как «Зеро» и «Малек». «Малек» означает что-то вроде «дырки от бублика» [6]. Что на это можно сказать?

Бастер любил смешить публику, но редко посещал показы собственных фильмов, чтобы самому увидеть ее реакцию. Однажды в Мюнхене он отказался участвовать в показе «Генерала» и остался в отеле (на самом деле нет — прим. пер.). Это был оглушительный успех. Думаю, он просто не хотел разочаровываться. Он часто говорил: «Когда снимались эти фильмы, мы показывали их примерно полтора года и надеялись, что они принесут деньги. Когда они переставали зарабатывать деньги, это был их конец. К тому времени мы уже делали еще один или два». Он просто не мог поверить в то, что фильмы вернулись после стольких лет и снова добились такого успеха. К тому же он был очень застенчив и до смерти боялся толп. Толпы его парализовали, иногда он впадал в панику и хотел убежать.

Дома или в дороге, я почти всегда была с ним в течение всех двадцати шести лет вместе. Я была его няней, секретарем, бухгалтером, мамой — всем, что ему могло понадобиться. Бастер как-то сказал моей матери, что мне не нужно ни бриллиантов, ни жемчугов, ни домов, ни яхт, а только трехразовое питание. Это было самое значительное, что он когда-либо обо мне говорил, но я знаю, что он имел в виду. Всякий раз, когда я собиралась на премьеру или торжественное мероприятие и входила в комнату в длинном платье, с уложенными волосами и макияжем, я его спрашивала: «Как я выгляжу?» А он говорил: «Cойдет». Я знала, что это лучший комплимент.
Дома или в дороге, я почти всегда была с ним в течение всех двадцати шести лет вместе. Я была его няней, секретарем, бухгалтером, мамой — всем, что ему могло понадобиться. Бастер как-то сказал моей матери, что мне не нужно ни бриллиантов, ни жемчугов, ни домов, ни яхт, а только трехразовое питание. Это было самое значительное, что он когда-либо обо мне говорил, но я знаю, что он имел в виду. Всякий раз, когда я собиралась на премьеру или торжественное мероприятие и входила в комнату в длинном платье, с уложенными волосами и макияжем, я его спрашивала: «Как я выгляжу?» А он говорил: «Cойдет». Я знала, что это лучший комплимент.
Более чем через тридцать лет после его смерти я все еще могу сказать, что Бастер Китон был самым добрым и мягким человеком, которого я когда-либо знала. Все, кто был с ним знаком, любили его, так что, думаю, я просто присоединилась к остальным. Мне кажется, что эти качества проявились в его фильмах, и я верю, что они будут напоминать всем о том, каким он был замечательным.
Элеонор Китон и копия портрета Бастера работы Джона Деккера, 1987 г.
Источники: полную версию можно прочитать в книге «Buster Keaton Remembered» by Eleonor Keaton & Jeffrey Vance, местами текст дополнен словами Элеонор из интервью с Джоном Тиббетсом и Доном МакГрегором, а также фрагментами интервью Оливеру Скотту из книги «The Little Iron Man»


Примечания

  1. Здесь и далее историю знакомства с Бастером Элеонор явно растягивает (видимо, для солидности и приличия ради) — на самом деле это был довольно скоротечный роман. В 1938 году они действительно впервые встретились — как раз в столовой на MGM. А вот учиться играть в бридж в дом Китона на Шевиот-Хиллс Элеонор пришла только летом 1939 года, когда тот снимался в «Голливудской Кавалькаде». Осенью они начали встречаться, к началу 1940 года Элеонор переехала к Бастеру в дом. Как вспоминала подруга семьи, Джанет Хамбл, наблюдавшая их роман в развитии, не только Бастер был «полностью, абсолютно ей очарован», но и Элеонор «была сражена им наповал». Они обручились в первых числах мая 1940 года и получили брачную лицензию 22 числа. Видимо, именно такая поспешность очередной женитьбы Китона на малознакомой девушке в два с лишним раза младше себя заставила его друзей, доктора Джека Шумана и бизнесмена Попса Фрейда, попытаться это предотвратить — и совершенно, как потом оказалось, напрасно.
  2. Бастер называл Дороти «Сламбастиан» потому, что она очень плохо переносила алкоголь и отключалась уже после пары рюмок (от «slam bang» - «с грохотом»). Эльсинор, кстати — не только озеро в Сан-Диего, но еще и замок Гамлета, принца датского.
  3. Эрни — профессиональный бейсболист, в 20-е работавший на «Студии Бастера Китона» каскадером, реквизитором, но по большей части именно бейсболистом. Спас Китона от удушения в скафандре во время съемок «Навигатора» и катился вместо него на руле в «Шерлоке-Младшем», пока сам Китон падал на кочке с сиденья вместо помощника Джиллета. Насчет того, что единственным фильмом, который легко было достать, оказался «Вояка Батлер», Элеонор, скорее всего, обманули — на «MGM» тогда хранились копии чуть ли не всех его картин; просто Бастер действительно любил этот фильм и решил очаровать юную невесту именно им. Совсем непонятно, почему!
  4. Чудовищный байопик, имеющий с реальной историей Китона крайне мало общего. За права на экранизацию его жизни, тренировку исполнителя главной роли Дональда О'Коннора и помощь в постановке некоторых своих гэгов Китон получил $50 000 и смог приобрести «ранчо», о котором мечтал всю сознательную жизнь.
  5. Жа-Жа Габор, Мэрилин Монро и Ава Гарднер, разумеется. Каждое утро Бастер поднимал на укрепленном на школе штандарте американский флаг, поясняя, что «цыпочкам, кажется, это нравится».
  6. На самом деле Malec — якобы анаграмма от «calme», «спокойный». Тем не менее, многие зарубежные прозвища Бастера действительно так или иначе означали нечто крайне незначительное, пустоту или ноль.