Механические гэги Китон освоил. Взять, например, эпизод в «Лодке», где, построив лодку внутри здания, он обнаруживает, что дверной проем слишком маленький, поэтому, когда лодку везут к воде, она тащит за собой весь дом. Или ситуацию в «
Одной неделе» – Бастер заказывает сборный дом для своей нареченной, но злой соперник меняет номера на различных его частях, и комедия начинается, когда Бастер пытается собрать дом из перепутанных секций.
Это механически совершенный комедийный материал. Но, будучи одним из самых искусных техников комедии, Бастер не трогает сердца. Его картины ускользают от сопереживания. Кажется вполне логичным наделить Чаплина огромным интеллектом и читать наставления в его прыгающей походке. Довольно просто при случае посочувствовать влюбленному Гарольду Ллойду. Но Китон один выступает как истинный Актер – невозмутимый, непосредственный, непритязательный, и – как Андершафт у Шоу [
1] – бессовестный!
– Мы просто проворачиваем маленький обманный трюк, – скажет он вам. –
Мы находим беспроигрышную идею, выстраиваем на ее основе небольшую историю, вставляем туда дюжину гэгов, если получается их выдумать, и готово. Сценарий, который мы используем, поместится на обратной стороне почтовой открытки. Если она пропадет – не велика потеря. Вы не прочитаете у Китона скрытых мотивов. Вы не сможете убедить его в том, что в его последней или в предыдущей комедии спрятан намек на сатиру. Вы не сможете заставить его признать, что он тщательно продумал тот уникальный образ, который неизменно поддерживает. Он ни за что не отвечает. Даже за свой внешний вид.