А вчера свое восьмидесятилетие отметил наш хороший друг Дэвид Джейсон - театральный режиссёр, мировой парень и наша самая прямая связь с Бастером. Дэвид был лучшим другом старшего внука Китона, Джима, и в школьные годы они частенько гостили в доме на побережье у его бабушки Натали и навещали дедушку Бастера на ранчо в Вудланд-Хиллс. Джим и Дэвид тогда увлекались созданием любительских комедий, и Китон был их терпеливым критиком и советчиком. Интересно, что эти фильмы дожили до наших дней - и по нашей просьбе Дэвид их на днях оцифровал
"Четыре наших фильма, которые мы показывали Бастеру, были сняты на 8-мм пленку. Дедушка Бастер смотрел их все у себя дома и предлагал свои замечания и критику. В те дни не существовало “киношкол” как таковых, но я думаю, что благодаря ему и его творчеству мы узнали гораздо больше, чем могли бы выучить в каком-нибудь университете.
Нашей первой работой был немой черно-белый гангстерский фильм «Гэги, Пушки, Кровь и Девушки». Там мы задействовали пару “Фордов А” папы Толмаджа (старшего сына Китона, Джимми - прим. адм.) 1928 года выпуска. Папа, который был неплохим каскадером, поработал водителем, так как никому из нас он водить в этом возрасте не разрешал. Еще мы использовали замедленную съемку, чтобы ускорить действие, потому что тогда думали, что немые фильмы должны быть дергаными и стремительными. Первой же критикой Бастера в адрес нашего гангстерского фильма было: “Зачем вы используете замедленную съемку?”, и мы сказали: “А разве не так делали немые фильмы?”, на что он ответил “Нет, они снимались с меньшей частотой кадров, но они и проецировались так же! Хоть они и снимались вручную, наши операторы были очень хороши, поддерживали постоянную скорость, и фильмы выглядели совершенно нормально. Надо было просто снимать на обычной скорости”. Потом мы так и делали.
С нами дедушка Бастер был обычно довольно молчаливым, но очень милым и очень честным. Мы снимали сотни и сотни коротких дублей, и Бастер терпеливо сидел и смотрел их все, высказывая свои замечания. Большинство советов и предложений он давал прямо во время просмотра, говоря: “Это необязательно” или “... слишком долго”, а иногда и “А это забавно”. Кроме того, он показывал нам рекламные ролики, которые снимал в те дни, и рассказывал о том, что и как он делал.
К моему большому сожалению, я должен признать, что, по крайней мере поначалу мы были слишком наивны, чтобы воспринимать всерьез многое из того, что он говорил. Мне было, наверное, 15 или 16 лет, когда Джим начал приводить меня к нему домой. Мы не видели ранних работ Бастера, потому что это было до того, как в доступе появилось много фильмов той эпохи. В то время мы знали только, что он был известным комиком в 20-е годы, поэтому в первую очередь ждали от него идей для гэгов. Мои знания о Бастере тогда были по большей части ограничены этим фильмом с Дональдом О'Коннором, тогда я понятия не имел, что он еще и режиссер. Только позже мы увидели в нем новатора и художника. К счастью, потом началось возрождение, и я понял, каким по-настоящему великим режиссером он был, но, боюсь, тогда мы многое упустили."