Меню сайта
Навигатор
• ГРЁЗЫ •
DREAMS
DAY
ГРЁЗЫ (1922)
Чтобы добиться руки любимой, Бастер должен доказать свою состоятельность, для чего отправляется в город на поиски работы. Оттуда он шлет письма о своих успехах, но из-за его обтекаемых формулировок невеста представляет себе не совсем то, что происходит на самом деле.
Премьера 19 ноября 1922 г. (впервые показали в кинотеатре Нью-Джерси)
Сценарий и постановка: Бастер Китон и Эдвард Клайн
В ролях: Бастер Китон, Рене Адоре, Джо Китон, Джо Робертс, Эдвард Клайн, Джордж Роу
Музыка Оркестр Монт Альто
"ГРЁЗЫ"
О ФИЛЬМЕ
"Грезы" - фильм, который снимался, скажем так, с приключениями. Даже пресса потом шутила, что "работа над "Дневными грезами" превратилась для Бастера в "ночной кошмар", и это была чистая правда.

Первоначальная версия сценария предполагала, что Бастер соревнуется за руку и сердце возлюбленной (в исполнении Вирджинии Фокс) с богатеньким городским типом и отправляется в город на заработки. Оттуда он шлет любимой такие невнятные письма, что ассистент ветеринарной клиники видится ей великим хирургом, уборщик Уолл-Стрит - финансовым воротилой, а актер массовки – Гамлетом (кстати, идею неправильно понятого письма о достижениях меньше чем через год позаимствовал Гарольд Ллойд для своего хита "Наконец в безопасности"). В итоге Бастер, хотя и вовсе не преуспевал, но нечаянно помогал поймать шайку опасных преступников. Награда находила героя, когда он с пустыми руками возвращался к возлюбленной и ее придирчивому отцу - из города являлся детектив и вручал Бастеру денежное вознаграждение, на которое тот покупал у конкурента его машину и вместе с Вирджинией отправлялся в светлое будущее.
Китон начал с того, что отснял с Вирджинией Фокс начальные сцены, хэппи-энд и два ее видения о его успехах. После этого он укатил в Сан-Франциско, где вовсю шел третий, последний процесс по делу Роско Арбакла и смерти Вирджинии Рапп, чтобы поддержать опального друга (заодно, не теряя времени, Китон снял там погоню с копами и трамваем). Когда Бастер к середине апреля вернулся в Лос-Анджелес, его ждал сюрприз - Фокс, которая проработала его ведущей актрисой больше года во многих фильмах подряд, внезапно почувствовала, что настал ее звездный час, и ушла к своему жениху, Билли Джою, сниматься в главных ролях в серии из 12 короткометражных комедий, на студии, учрежденной специально для нее. Проект успеха не имел и закрылся после завершения работы над первым фильмом, но Бастер в любом случае остался без актрисы. Какое-то время он работал над эпизодами, в которых герой пытается добиться успеха в городе и ловит грабителей, где ее участие просто не требовалось. Вдобавок ко всему, во время съемок Китон повредил руку и заработал тяжелое воспаление, из-за чего рабочий процесс встал больше чем на неделю.

В итоге заменой Фокс стала Рене Адоре, будущая звезда "Большого парада" Кинга Видора. С ней Бастер снял новые и заменил старые фрагменты мечтаний, а когда стал переделывать начало и конца фильма, почему-то решил избавиться от хэппи-энда, так что выбросил начисто и конкурента, и детектива с деньгами. Теперь "Грезы" стали такими, какими их знаем мы - измочаленного злоключениями (как и в реальности) и ничего не добившегося Бастера доставляли на дом девушке почтой. По требованию отца и с ее равнодушно-молчаливого согласия Бастер безуспешно пытался застрелиться, после чего отец вышвыривал никчемного ухажера пинком под зад из окна второго этажа. Теперь денежное вознаграждение Бастеру в финале тоже не полагалось, так что и от эпизода с ловлей грабителей Китон избавился.
Бастер Китон "ловит грабителей" на съемках фильма "Грёзы"
Один из стиллов, снятых в период работы над фильмом. Эпизод, не вошедший в финальную версию.
Интересно, что Роско Арбакл, после того, как суд присяжных его полностью оправдал, принимал участие в работе над "Грезами". Его дела после суда были просто катастрофическими – на судебные издержки ушло все состояние, а Уильям Хейс, возглавивший центральный цензурный комитет, несмотря ни на какие оправдания личным указом запретил Арбаклу появляться на экране. В середине мая, в разгар работы над фильмом, было объявлено, что Китон только что купил у Роско сценарий под названием "Видение", который потом якобы и лег в основу "Грез". Поскольку съемки "Грез" к этому времени шли уже больше полутора месяцев, это так или иначе неправда - или Роско предложил сценарий Бастеру значительно раньше (то есть, написал его под следствием или прямо во время бесконечных судов, что звучит несколько сомнительно), или же "Видение" - какой-то другой сценарий. В любом случае, Китон стал для Арбакла главной финансовой и моральной поддержкой в это тяжелое время - после возвращения в Лос-Анджелес Роско много времени проводил вместе с Бастером на съемочной площадке, и по воспоминаниям Рене Адоре, помогал Китону с постановкой (многие газеты объявили, что Китон нанял его режиссером, но это из цензурных соображений пришлось срочно опровергнуть).

Фильму, который снимался с такими сложностями, не слишком повезло и после выпуска на экраны. Он должен был стать первой картиной Китона на трех катушках, но потом его сократили до двух, убрав часть воображаемых сцен - полную версию до сих пор никто не видел. Зато предательство Вирджинии Фокс подарило Бастеру вдохновение для следующей работы - он объявил, что его новая картина станет "первой в мире комедией без единой женщины в касте" и приготовил для Фокс образец прекрасный образец сладкой художественной мести... но это уже другая история, и мы расскажем ее в следующий раз.