Лента новостей

Съемки "Шерлока" и первая финальная версия

О Бастере Фильмы 1920-е
Работа над "Шерлоком" началась с поиска локаций для съемки сцены попадания внутрь экрана. Большая часть фильма снималась на студии, улицах Лос-Анджелеса и в его окрестностях, но для контраста кадров в монтажной склейке, где заснеженные пейзажи сменялись морским прибоем, а городской трафик - дикими джунглями, Бастеру пришлось покататься по Калифорнии. Так, 14 ноября, за 5 дней до старта официальных съемок, он в компании Роско Арбакла (о его участии в картине поговорим чуть позже) и двух операторов был замечен на пути в сторону Соноры неподалеку от парка Йосемит - как сообщил Роско, там были отсняты кадры в духе вестернов, для которых требовался "местный колорит" (подозреваем, что это - момент из склейки с пугающим Бастера поездом в пустыне; потом Китон вдвоем с Лессли совершили туда еще два крайне экономных путешествия и что-то переснимали, а если присмотреться, именно в этом фрагменте есть незапланированная склейка из двух разных поездов).

После завершения самого сложного этапа Китон и Ко перешли к работе над обрамлением сцены перехода, пытаясь придерживаться первоначального синопсиса. Впрочем, даже его первая часть претерпела немало изменений. Бастер, если не было причин поступать иначе, обычно снимал кино по порядку, следуя развитию сюжета; а с помощью дошедших до нас промо-фотографий, которые делали по ходу съемок и нумеровали тоже более-менее по порядку, можно примерно представить себе, как менялся изначальный план. Всего до завершения первого черновика фильма было сделано около 90 кадров (к сожалению, до нас дошли не все, поэтому точнее сказать затруднительно). Из них ясно, что сначала снимались трудовые будни киномеханика в театре (бОльшая часть, например, сцены у кассы, в готовый фильм не попала) и (возможно) покупка конфет, затем (фото №19-27) - визит Бастера к любимой и история с часами. Кадр №28 в кинозале - единственный, связанный со сценой перехода, но никак не раскрывающий ее секрет (во время работы непосредственно над монтажной склейкой никаих промо-кадров, естественно, не снимали). На фото 29-33 остались следы еще одной удаленной сцены - коварный Шейх приходил в кинотеатр Бастера, флиртовал с билетершей (Рут Холли в роли кассирши из первых кадров сменила Розалинд Бирн, в будущем - гардеробщица из "Семи Шансов") и провоцировал какой-то конфликт; после чего снимали первый вариант подводки к сцене перехода с запутыванием в пленку и пролетом через окно проекционной (34-37).

К 38й промо-фотографии команда приступила к работе над "фильмом в фильме". Ясно, что к этому моменту мертоновская история попадания в Голливуд была давно забыта - на фото перед нами явление лучшего в мире детектива Шерлока-младшего во всем блеске; причем по фото можно предположить, что в фильме планировался больший акцент на романтику между Шерлоком и Кэтрин. После этого команда вернулась в самое начало и пересняла появление в фильме уже киномеханика, подарив ему мечту стать детективом с самого начала, конфликт с начальством и культовые накладные усы (64-66), а потом - сцены в проекционной будке (возможно - новую подводку к переходу в фильм, с засыпающим и раздваивающимся киномехаником). Потом Китон вернулся к приключениям Шерлока-младшего во внутреннем фильме - промо-кадров с этой части до нас дошло немного, но из них понятно, что детективный сюжет был несколько иным - там лучше раскрывалось похищение Кэтрин, не было сцены погони на мотоцикле, Шерлок спасал Кэтрин от бандитов в хижине врукопашную, да и бандиты выглядели более криминально (81-89), а погоня на машине, видимо, все-таки уже была, но заканчивалась по-другому.

К 8 февраля 1924 года первая версия "Шерлока-младшего" была отснята и смонтирована.