Как отмечали Los Angeles Evening Express в заметке, посвященной скорой премьере “Шерлока”, Бастер “давно вынашивал идею "картины в картине". Действительно, за два года до того Китон уже показывал фильм в фильме, приравнивая кинематограф к сновидению, в короткометражке “Frozen North”, где его персонаж засыпал в кинотеатре и видел себя отрицательным героем того фильма, который перед этим смотрел. В 1965 году в интервью на Венецианском фестивале Бастер вспоминал о "Шерлоке-Младшем", что "причиной создания всей картины стала только одна ситуация: киномеханик в кинотеатре засыпает и представляет себе, как он перемешивается с персонажами на экране; моей задачей было превратить этих персонажей из кино в персонажей моего (то есть, киномеханика) дома, и так я получал свой сюжет“.
Действительно, герои из реальной жизни киномеханика причудливо преображаются в реальности его сна - злой начальник превращается в верного слугу, конкурент за сердце девушки - в злокозненного преступника, а сам робкий и бедный киномеханик - в лучшего в мире детектива, Шерлока-младшего, элегатного, ловкого и бесстрашного (10 Джеймсов Бондов из 10). За такой психологизм в работе со снами одна рецензия после премьеры даже назвала фильм "весельем в фрейдистском духе" (дядюшка Зигмунд тогда был на волне популярности).
Однако, описание ранней версии сюжета (изложенное в приложении к заявлению на регистрацию авторских прав, которое хранится в Библиотеке Конгресса) подсказывает, что сначала фантастический переход внутрь экрана, возможно, планировался в реальности. Киномеханик там не засыпает, а "запутывается в пленке, струящейся из проекционного аппарата. Он проносится через проем проекционной будки и растворяется в происходящем на экране." Причем дело явно дошло до съемок - черновые материалы фильма до нас не дожили, зато фотографии киномеханика, запутавшегося в пленке и загадочным образом оказавшегося в таком виде в кинозале, под окошком своей будки, не имеющие никакого отношения к происходящему в готовом фильме, используются в качестве промоматериалов к "Шерлоку" чуть менее, чем везде.
Сам Китон в итоге от этой версии отказался, видимо, из-за любви к реализму. Для него всегда было важно, чтобы события, сколь угодно маловероятные, все-таки могли произойти в реальности - иначе зрителю было бы сложно верить в происходящее и сопереживать герою. Зато сны, которые Бастер не раз использовал в короткометражках (Convict 13, Haunted House, The Play House, The Love Nest) позволяли ему не только показать, как причудливо отражается реальность в воображении спящего, но и логически обосновать появление в фильме “невозможных гэгов”, не подрывая убедительность происходящего в целом, так что в "Шерлоке" сцена попадания внутрь фильма, как и ряд добавленных позже и позаимствованных из водевиля элементов сценической магии, просто потребовали, чтобы дело происходило именно во сне.
Действительно, герои из реальной жизни киномеханика причудливо преображаются в реальности его сна - злой начальник превращается в верного слугу, конкурент за сердце девушки - в злокозненного преступника, а сам робкий и бедный киномеханик - в лучшего в мире детектива, Шерлока-младшего, элегатного, ловкого и бесстрашного (10 Джеймсов Бондов из 10). За такой психологизм в работе со снами одна рецензия после премьеры даже назвала фильм "весельем в фрейдистском духе" (дядюшка Зигмунд тогда был на волне популярности).
Однако, описание ранней версии сюжета (изложенное в приложении к заявлению на регистрацию авторских прав, которое хранится в Библиотеке Конгресса) подсказывает, что сначала фантастический переход внутрь экрана, возможно, планировался в реальности. Киномеханик там не засыпает, а "запутывается в пленке, струящейся из проекционного аппарата. Он проносится через проем проекционной будки и растворяется в происходящем на экране." Причем дело явно дошло до съемок - черновые материалы фильма до нас не дожили, зато фотографии киномеханика, запутавшегося в пленке и загадочным образом оказавшегося в таком виде в кинозале, под окошком своей будки, не имеющие никакого отношения к происходящему в готовом фильме, используются в качестве промоматериалов к "Шерлоку" чуть менее, чем везде.
Сам Китон в итоге от этой версии отказался, видимо, из-за любви к реализму. Для него всегда было важно, чтобы события, сколь угодно маловероятные, все-таки могли произойти в реальности - иначе зрителю было бы сложно верить в происходящее и сопереживать герою. Зато сны, которые Бастер не раз использовал в короткометражках (Convict 13, Haunted House, The Play House, The Love Nest) позволяли ему не только показать, как причудливо отражается реальность в воображении спящего, но и логически обосновать появление в фильме “невозможных гэгов”, не подрывая убедительность происходящего в целом, так что в "Шерлоке" сцена попадания внутрь фильма, как и ряд добавленных позже и позаимствованных из водевиля элементов сценической магии, просто потребовали, чтобы дело происходило именно во сне.