Мировая премьера "Шерлока-младшего" состоялась 26 апреля 1924 года в кинотеатре "Дворец" (Palace) в Лос-Анджелесе, почти через месяц после объявления о его завершении и недели предварительных показов в провинциальных кинотеатрах в разных штатах. Поскольку продолжительности фильма на полноценную программу не хватало, его объединяли с короткометражными комедиями "Нашей Банды", Клайда Кука и прочих "меньших" комиков, а также зачем-то - с драматическими полнометражками вроде "Колибри" с Глорией Суонсон - именно так, например, сделали на премьере в Нью-Йорке в кинотеатре Риальто 25 мая.
Два этих "главных" показа разделял целый месяц, и рецензии после них вышли на удивление полярными. Калифорния и большие киножурналы по большей части пришли от "Шерлока" в восторг: многие рецензенты сочли фильм чрезвычайно смешным и оригинальным, журнал Screen Opinions дал ему рейтинг в 90%, назвал "одной из самых оригинальных фарсовых комедий на экране за долгое время" и оценил и историю, и режиссуру Бастера на "отлично"; журнал Moving Picture World определил его как "необыкновенно умно сконструированную комедию"; а журнал "Film Daily" и вовсе признал "Шерлока" лучшей комедией года и "возможно, лучшим, что Китон когда-либо делал". Почти каждая рецензия превозносила сцену перехода, некоторые заметили и тонкий психологизм Бастера в работе со сном. Так, Мэйбл Хортон из Los Angeles Evening Express впечатлилась тем, как "подсознательные желания" киномеханика "всплывают на поверхность, и герой сновидения становится одновременно странствующим супер-рыцарем и величайшим в мире специалистом по преступлениям", заодно упомянув, что "сухой юмор" Китона - редчайший тип комедии, и что в его художественном исполнении даже "слэпстик" обретает достоинство. , Луэлла Парсонс, позже ставшая одной из двух самых известных в Голливуде колумнисток, написала, что "Шерлок" понравился ей куда больше, чем любая комедия за долгое время, что сон киномеханика - ровно такой, какой может увидеть каждый из нас, похвалила Бастера за использование собственных новых идей вместо старых шуток про детективов, и заключила, что не смеяться над Шерлоком может только брюзга.
Как раз такие люди легко отыскались в Нью-Йорке. Мартин Дикштейн из The Brooklyn Daily Eagle отругал "Шерлока" за бессвязность сюжета и заявил, что по сравнению с "Застенчивым" и "Наконец в безопасности" Ллойда и уж тем более с работами Чаплина фильм Китона не стоит потраченных денег, а из его гэгов могла бы получиться разве что уморительная короткометражка. МакЭлиотт из Daily News дошел до обидного намека на непотизм, заметив, что "даже если мистер Китон - зять мистера Шенка, это не повод считать его смешным". Больше всех, впрочем, постарался Фред из Variety (та же история потом повторится с "Генералом") - в своем знаменитом отзыве он заявил, что "Шерлок" - это провал, что он настолько же несмешной, как операционная в больнице, что в нем использованы все устаревшие шутки мира, что его погони не идут ни в какое сравнение с погонями Ллойда, и что единственная достойная сцена в картине - это, конечно, переход внутрь экрана, а все остальное - просто мусор; и вдобавок предположил, что фильм покажет самые низкие сборы из всех картин Китона для Метро.
К несчастью, в этом он оказался прав - "Шерлок" не был убыточным, но по известным данным собрал $448,337 на внутреннем рынке, что совсем чуть-чуть недотягивало до сборов "Эпох", но на добрых $90,000 уступало "Нашему Гостеприимству". Может быть, за счет невысокой кассы и разгромных рецезий "Шерлок" обычно не попадал у самого Бастера в список его личных фаворитов; однако, в 1962 году в интервью Садулю он сказал, что фильм ему "очень нравится", и что это был "самый сложный" из его фильмов из-за трюков и оптических эффектов, с которыми пришлось немало повозиться. К этому времени, впрочем, стесняться "Шерлока" ему уже точно было не надо - повторное признание настигло картину до такой степени, что в 1959 году Джо Франклин в своей антологии "Классика киноэкрана" написал о нем так:
"Если и можно назвать какую-то лучшую полнометражную комедию Бастера Китона, то "Шерлок-младший" - это именно она. Другие, безусловно, были более сложными или даже, иногда, более смешными, но по общему счету, "Шерлок-младший", безусловно, самый лучший фильм Китона".
Судя по нашему опросу в вк и рейтингу Кинопоиска, зрители до сих пор с ним согласны :)
Два этих "главных" показа разделял целый месяц, и рецензии после них вышли на удивление полярными. Калифорния и большие киножурналы по большей части пришли от "Шерлока" в восторг: многие рецензенты сочли фильм чрезвычайно смешным и оригинальным, журнал Screen Opinions дал ему рейтинг в 90%, назвал "одной из самых оригинальных фарсовых комедий на экране за долгое время" и оценил и историю, и режиссуру Бастера на "отлично"; журнал Moving Picture World определил его как "необыкновенно умно сконструированную комедию"; а журнал "Film Daily" и вовсе признал "Шерлока" лучшей комедией года и "возможно, лучшим, что Китон когда-либо делал". Почти каждая рецензия превозносила сцену перехода, некоторые заметили и тонкий психологизм Бастера в работе со сном. Так, Мэйбл Хортон из Los Angeles Evening Express впечатлилась тем, как "подсознательные желания" киномеханика "всплывают на поверхность, и герой сновидения становится одновременно странствующим супер-рыцарем и величайшим в мире специалистом по преступлениям", заодно упомянув, что "сухой юмор" Китона - редчайший тип комедии, и что в его художественном исполнении даже "слэпстик" обретает достоинство. , Луэлла Парсонс, позже ставшая одной из двух самых известных в Голливуде колумнисток, написала, что "Шерлок" понравился ей куда больше, чем любая комедия за долгое время, что сон киномеханика - ровно такой, какой может увидеть каждый из нас, похвалила Бастера за использование собственных новых идей вместо старых шуток про детективов, и заключила, что не смеяться над Шерлоком может только брюзга.
Как раз такие люди легко отыскались в Нью-Йорке. Мартин Дикштейн из The Brooklyn Daily Eagle отругал "Шерлока" за бессвязность сюжета и заявил, что по сравнению с "Застенчивым" и "Наконец в безопасности" Ллойда и уж тем более с работами Чаплина фильм Китона не стоит потраченных денег, а из его гэгов могла бы получиться разве что уморительная короткометражка. МакЭлиотт из Daily News дошел до обидного намека на непотизм, заметив, что "даже если мистер Китон - зять мистера Шенка, это не повод считать его смешным". Больше всех, впрочем, постарался Фред из Variety (та же история потом повторится с "Генералом") - в своем знаменитом отзыве он заявил, что "Шерлок" - это провал, что он настолько же несмешной, как операционная в больнице, что в нем использованы все устаревшие шутки мира, что его погони не идут ни в какое сравнение с погонями Ллойда, и что единственная достойная сцена в картине - это, конечно, переход внутрь экрана, а все остальное - просто мусор; и вдобавок предположил, что фильм покажет самые низкие сборы из всех картин Китона для Метро.
К несчастью, в этом он оказался прав - "Шерлок" не был убыточным, но по известным данным собрал $448,337 на внутреннем рынке, что совсем чуть-чуть недотягивало до сборов "Эпох", но на добрых $90,000 уступало "Нашему Гостеприимству". Может быть, за счет невысокой кассы и разгромных рецезий "Шерлок" обычно не попадал у самого Бастера в список его личных фаворитов; однако, в 1962 году в интервью Садулю он сказал, что фильм ему "очень нравится", и что это был "самый сложный" из его фильмов из-за трюков и оптических эффектов, с которыми пришлось немало повозиться. К этому времени, впрочем, стесняться "Шерлока" ему уже точно было не надо - повторное признание настигло картину до такой степени, что в 1959 году Джо Франклин в своей антологии "Классика киноэкрана" написал о нем так:
"Если и можно назвать какую-то лучшую полнометражную комедию Бастера Китона, то "Шерлок-младший" - это именно она. Другие, безусловно, были более сложными или даже, иногда, более смешными, но по общему счету, "Шерлок-младший", безусловно, самый лучший фильм Китона".
Судя по нашему опросу в вк и рейтингу Кинопоиска, зрители до сих пор с ним согласны :)