Лента новостей

Жак Тати

О Бастере Люди Воспоминания 1950-е 1960-е
Если Джеки Чан - единственный продолжатель дела Китона по части трюков, то главный его наследник в области визуальной комедии, как и первая волна запоздавшего признания, явился из Франции. Жак Тати - французский актер, сценарист и режиссер, безусловный #БастерФан и один из главных французских (да и мировых) комиков, которого мы всем, кто этого еще не делает, предлагаем любить и жаловать.

На самом деле Жака Тати (1907 - 1982) звали Яков Татищев (с днем России вас) - его дед по отцовской линии, генерал Дмитрий Александрович Татищев, выйдя в отставку, переселился жить в Париж. В молодости Тати занимался регби, а в перерывах между играми развлекал товарищей комическими сценками на эту тему. Сценки имели такой успех, что Тати в итоге перешел к выступлениям в варьете, а в 1934 году стал сниматься в короткометражных фильмах, экранизируя свои «спортивные пантомимы». Но настоящая слава пришла к нему только в 1947 году, с выходом авторской короткометражки “Школа почтальонов”, которую он в 1949 году расширил до первой полнометражной картины “Праздничный день”. В следующей полнометражке, “Каникулы господина Юло” (1953), впервые появился его основной персонаж, а в 1958 году фильм “Мой дядюшка”, который мы и предлагаем вам посмотреть, принес Тати небывалое признание по всему миру, включая премию Оскар за лучший иностранный фильм.

Хотя Тати говорил, что без Чаплина никогда бы не взялся снимать кино, ему был не очень по душе фокус Чаплина на своем персонаже. Отстраненные, визуально изобретательные комедии Тати по своему стилю гораздо ближе к Китону, чем к Чаплину. Тати искал юмор не только в своем персонаже, но в композиции и геометрии кадров, механике сцен, цвете, звуке и самом мире вокруг, с орлиной зоркостью и в мельчайших деталях подмечая в людях универсальное, неизменное и забавное. Он намеренно обходился общими и дальними планами, чтобы дать зрителям возможность самим изучить всю картину и отыскать смешное. Кроме того, Тати разделял интерес Китона к гаджетам и механизмам, да и сам его долговязый молчаливый господин Юло, несмотря на внешнее несходство (Тати был выше Китона на добрых 30 см), своей любознательностью, невозмутимостью реакций и резкой, подпружиненной пластикой частенько живо напоминает Бастеров.

Китона Тати обожал, называя “самым современным из комиков”, чьи картины “все также великолепны”. Он восхищался стилизованностью его фильмов и игры, отсутствием в ней преувеличения и его необыкновенным владением языком тела и жеста. “На основе движений его ног можно озвучить фильм. Диалог. Вопрос. А потом - решение. Страх, в конце концов. Я пытаюсь сделать с хитрой проблемой звука в комедии что-то, что, я надеюсь, ему бы понравилось”.

Тати надеялся не зря. Китон испытывал к нему взаимное уважение, отзывался о нем очень положительно не в одном интервью и даже воспринимал как преемника. В статье для “Cahiers du Cinema” (№130, 1962) Бастер говорит, что едва ли видит в пространстве визуальной комедии “кого-то, кроме Жака Тати. Он знает, как сделать персонажа смешным из-за ситуации, в которой тот оказался. Тати продолжает с того момента, где мы остановились почти 40 лет назад”. Мало того, в середине 60-х Бастер действительно попросил Тати сделать звуковую дорожку для “Навигатора”, потому что ему и правда понравилось, как тот своеобразно работает со звуком (о том, как именно, рассказано в документалке ниже). Тати взялся за дело, и результат этой коллаборации собирались показывать в Европе в 1966 году. К сожалению, в феврале 66-го Китон умер, и концов этой истории нам пока отыскать не удалось.

Кроме оскароносного “Моего дядюшки”, предлагаем вам посмотреть документальный фильм "Великолепный Жак Тати" (2009), а еще - парочку видеоэссе: "Жак Тати: Где искать визуальную комедию" Эндрю Саладино и "Анатомия гэга" нашего друга Дэвида Кернса, о работе Тати с комплексными гэгами (оба эссе вполне соотносятся и с методами Китона тоже).