А сегодня еще один юбилей - 120 лет* со дня рождения Вирджинии Фокс-Занук, самой "долгоиграющей" ведущей актрисы Китона - она проработала с ним с осени 1920 по весну 1922 года и сыграла в целых восьми короткометражках, чем поставила абсолютный рекорд продолжительности сотрудничества.
Фокс, начинавшая кинокарьеру в "Купающихся красотках" Мака Сеннета, в августе 1920 года заменила ушедшую в декрет после свадьбы героиню первых трех короткометражек Китона и народную любимицу Сибил Сили. Она уступала Сибил в харизме и экранной химии с Бастером, но была симпатичной, спортивной, выносливой и компактной, а большего для тех небольших ролей, которые ей давали, в принципе и не требовалось.
В конце 1920 года Фокс попросила Бастера взять к себе сбежавшего от Сеннета молодого режиссера Малкольма (Мэла) Сент Клера (тот благодаря китонской щедрости попал в качестве соавтора в титры двух его короткометражек - "Козла" и "Кузнеца"), и, когда они отмечали это событие в кафе, на нее положил глаз приятель Мэла, тогда еще начинающий сценарист Дэррил Занук, тоже, кстати, недавно сбежавший от Сеннета, отличавшегося скверным нравом и глубоким отвращением к повышению зарплат своих сотрудников. Ухаживания Занука были настолько настойчивыми, что Бастеру приходилось лично охранять Вирджинию от его атак и подвозить на студию и домой на собственной машине.
Какое-то время усилия Занука не приносили плодов, так что весной 1922 года Фокс начала встречаться с Билли Джоем, братом известной тогда актрисы Леатрис Джой. Билли обещал Вирджинии создать для нее отдельную компанию и снять ее в серии короткометражек, где она сама будет звездой. Вирджиния поверила жениху и согласилась, внезапно бросив Бастера прямо во время съемок "Дневных грез" в первых числах апреля 1922 года.
Для "Грез" Китон в спешке нашел ей временную замену в лице очаровательной Рене Адоре, будущей звезды "Большого Парада", но следующую короткометражку, "Любовное гнездо", снял вообще без женщин в касте. В "Гнезде" он рассказал трагическую историю о том, как персонажа Бастера внезапно бросает девушка, и, чтобы забыть о ней, он отправляется в кругосветное плавание, предварительно написав изменнице заклеенное собственными слезами письмо, адресовав его "коварной гадюке". Письмо, конечно же, сопровождается крупным планом портрета Фокс, который Бастер весь фильм таскает у сердца.
На эту художественную месть Вирджиния, впрочем, не слишком обиделась. После того, как у них с Билли Джоем ничего не вышло (им удалось закончить одну короткометражку, которая, кажется, так и не дожила до релиза), Фокс сыграла в паре не очень значительных драм и в конце концов, все-таки сдавшись под напором Занука, вышла за него замуж в 1924 году, чем и завершила свою актерскую карьеру. На тот момент Занук и его друг Сент-Клер опять остались без работы, так что Фокс пришла к старому доброму Бастеру и снова попросила его помочь - на сей раз не только Клеру, но и своему новоиспеченному мужу.
Бастер поговорил с братьями Уорнерами, после чего они взяли Клера и Занука к себе, работать над очень успешной серией фильмов о героической овчарке Рин-Тин-Тине. В результате Клера ожидала долгая и стабильная режиссерская карьера, а Дэррил Занук и вовсе быстро стал одним из самых влиятельных голливудских продюсеров, чья фамилия все ещё на слуху, совладельцем кинокомпании XXth Century Pictures. В браке с Вирджинией у них родилось трое детей, хотя союз и был довольно сложным из-за неугасимой любвеобильности Занука. Сама Вирджиния дожила до 1982 года и всегда с теплотой вспоминала о бывшем боссе, иногда посылала ему открытки и однажды призналась в письме, что из всех фильмов, где она снималась, ей "больше всего нравилось работать с Бастером Китоном".
P.S. Кажется! разброс по году рождения в разных источниках - от 1902 до 1906!