Лента новостей

139 лет со дня рождения Дональда Криспа

2021-07-27 14:39 О Бастере Люди Фильмы 1920-е
А сегодня - день рождения Дональда Криспа (1882-1974), номинального сорежиссера "Навигатора". Крисп был почтенным британским драматическим актером, работавшим у Гриффита (самая известная его роль, пожалуй - злой отец Лиллиан Гиш в "Сломанных побегах", 1919) и драматическим же режиссером (пока он трудился в родной Англии, судьба свела его даже с Хичкоком - тот был дизайнером интертитров к фильму Криспа "Скажи своим детям", 1922).

Когда Китон еще вовсю заканчивал "Шерлока-младшего", некто попросил его нанять Криспа для следующего фильма, и в начале февраля 1924 года тот присоединился к команде (по другой версии, Бастер сам захотел нанять его для съемки чисто драматических сцен - зависит от интервью, но мы склоняемся к первой версии). Однако, когда почти три месяца спустя дело все-таки дошло до съемок, оказалось, что Крисп в драматических сценах вообще не заинтересован:

"Его интересовали только сцены, в которых участвовал я. Он у меня за ночь превратился в гэгмена. Он приходил на работу каждое утро с самыми дурацкими шутками, о которых вы только слышали в своей жизни. Дикими!" (здесь и далее - интервью Кевину Браунлоу, 1964)

Несмотря на растущее раздражение, Китон дотерпел Криспа до конца съемок основной части фильма и объявил, что больше не нуждается в его услугах, раз уж картина почти готова. После этого он еще месяц снимал подводные сцены (Крисп считал, что они в фильме вообще не нужны) - а потом переделывал за Криспом те самые драматические эпизоды:

"После того, как я его отпустил, я вернулся назад и переснял пару драматических сцен. Одну, например, с девушкой, которую затащили на остров каннибалов, все эти черные ноги вокруг нее, и ее показывают на земле крупным планом, она окружена ногами. Он снял это так, будто она только и делает, что нюхает ноги — это было бы совершенно естественно, если бы мы хотели рассмешить, но там мы этого как раз не хотели. Еще сцену в первой части, со шпионами, которые освободили корабль... они у него слегка переигрывали. Я всегда был немного придирчивым на этот счет. Я не люблю переигрывания."

Тем не менее, Крисп остался в картине, если и не как драматический режиссер, то как ключевой элемент одного из самых удачных в фильме гэгов - именно его портрет пугает Ролло и его возлюбленную.