Лента новостей

Международный день торта

О Бастере ТВ Воспоминания История 1950-е
В честь Международного Дня Торта, поговорим немного о Бастере Китоне - Короле Тортометания.

Троп кидания торта (вернее, пирога с кремом, если быть точным) стал популярным в комедиях в начале 1910-х годов (первый брошенный на экране торт приписывается Мейбл Норманд), и к моменту попадания Китона в кино в 1917 году уже порядочно устарел. Видимо, в качестве дани традиции, Бастер получил тортом в лицо и сам кинул торт в своем кинодебюте у Роско Арбакла, "Помощник мясника" (1917). Второй торт - видимо, в качестве прощального жеста - он швырнул (правда, мимо цели) в последней совместной с Роско короткометражке "Гараж" (1920). Но с переходом к самостоятельному творчеству Бастер, любивший в комедии, как и во всем остальном, тонкость и изящество, не имел с тортами вообще ничего общего, в 1922 году даже предлагая брать штрафы с тех комиков, которые все еще базируются на тортах и подобных примитивных приемах ($3 за первый торт, $2 за каждый дополнительный).

На протяжении жизни его отношение к подобного рода юмору в кино не слишком переменилось ("торты выглядели неприятно", говорит Бастер в автобиографии в 1959 году; "если комик не может ничего придумать, он берется за торт", сообщает он журналисту на съемках "Железнодорожника" в 1964-м). Однако, к концу 1930-х внезапно оказалось, что публика из всего размаха и многообразия немой комедии 1920-х запомнила только нелепых усатых кистоунских копов и пресловутые летающие десерты, кажется, искренне полагая, что именно ими в основном и занимались великие комики прошлых лет. Как раз такой комедию решили показать в ностальгическом фильме о немом кино "Голливудская Кавалькада" (1939), куда Бастера пригласили сыграть "самого себя" - то есть комика, который кидает торты.

Бастер, которому тогда выбирать особенно не приходилось, принял этот вызов со свойственным ему огоньком, не просто согласившись кидать торты, но саркастично возведя тортометание в ранг "Утраченного Искусства" и провозгласив себя его непревзойденным Королем, который "не уступит этот титул никому". Он не только швырял кулинарные изделия "с 27 футов", но подвел под это теоретическую базу и со смаком читал лекции о техниках, траекториях, типах тортов и их сочетаемости с обликом жертв.

С приходом телевидения Бастер получил новую площадку для развития этой темы - торты отлично подходили для кратких гостевых появлений, да и публика теперь знала его именно в этом качестве. Мы предлагаем вашему вниманию фрагмент телепередачи "В чем связь?" (1955), где эксперты с помощью наводящих вопросов выясняют, как связаны между собой два гостя, и где Бастер выступает в образе не умеющего говорить персонажа немого кино, а вся его история стала (совершенно уморительной!) повестью о том, как "Голливуд воспитал монстра" тортометания.

P.S. Хотя почти вся информация в передаче - вымышленная, кроме разве что 1917 года, второй гость передачи, Гарри Гриббон, действительно снимался с Бастером в одном из его классических фильмов (разумеется, безо всяких тортов). Кто-нибудь сможет его узнать и угадать, в каком именно?