Лента новостей

"Брак назло" (1929)

О Бастере Фильмы 1920-е
Премьера! Последний немой фильм Китона, "Брак назло", впервые изданный на BluRay вместе с "Кинооператором" от Criterion Collection, в итальянской 2К-реставрации.

Режиссеры: Эдвард Сэджвик и Бастер Китон

Сценарий: Ричард Шайер, Эрнест Пагано, Лью Липтон, Роберт Э. Хопкинс

В ролях: Бастер Китон, Дороти Себастиан, Эдвард Эрл, Лейла Хайамс, Вильям Бехтель, Джек Байрон, Джо Бордо, Рэй Кук, Майк Донлин, Пэт Хэрмон

После того, как при неплохой прессе и прекрасном старте в Нью-Йорке "Кинооператор" показал в целом не самую обнадеживающую чистую прибыль (около $70 000), руководство MGM решило, что пора брать инициативу в свои руки. Китон предложил было ведущему продюсеру студии Ирвингу Тальбергу набросок истории для следующего фильма (по замыслу Китона - еще и звукового). В нем внушительная тетя (чудесная комедийная актриса Мэри Дресслер) путешествовала по Дикому Западу в сопровождении хилого племянника (Бастер), который был призван ее защищать, хотя сам пугался кроликов и тележного скрипа. Пытаясь спастись от индейцев, парочка терялась в тумане, а выбравшись из него, внезапно оказывалась на берегу Тихого океана, в Лос-Анджелесе образца 1848 года (!), по доброй китонской традиции скрупулезно воссозданном со старых гравюр.

Такая эпическая и явно преждевременная для 1928 года идея с пространственно-временными перемещениями Тальбергу не понравилась. Вместо вестерн-хронооперы и появился фильм "Брак назло", рассказывающий о скромном работнике химчистки Элмере, безнадежно влюбленном в знаменитую актрису (Дороти Себастиан), которая, считая его миллионером, выходит за него замуж назло своему партнеру, в которого сама влюблена. Очень рвавшийся попробовать новые технологии Китон желал, чтобы хотя бы этот фильм был звуковым, но студия сочла, что звуковое оборудование нужнее мюзиклам, а комедии вполне хватит записанного музыкального сопровождения и случайных звуковых эффектов.

Ко второму фильму MGM Китон лишился остатков своей команды: они все были уже заняты в других проектах, а его правая рука, технический директор Фред Габури и вовсе пошел на повышение, возглавив целый департамент студии. Съемки, которые на сей раз требовалось вести строго по графику и без отклонений от сценария, созданного командой сценаристов MGM при участии режиссера Сэджвика и самого Бастера, проходили в атмосфере постоянных препирательств с назначенным Китону продюсером, Ларри Вейнгартеном, по совместительству шурином Тальберга. Китон сетовал биографу Руди Блешу, что ему "приходилось сражаться за элементарнейшие вещи", но от него "просто отмахивались". Особенно упорно Китон отстаивал придуманную им сцену, в которой не совсем трезвый Элмер пытается уложить свою совсем нетрезвую жену в постель. Вейнгартен заявил, что он "не желает видеть таких вещей в своих картинах", но на сей раз Китону хватило настойчивости ее отбить. Этот номер он потом исполнял в паре с Элеонор бесчисленное количество раз, выступая с ним в самых разных местах, от американского ТВ до парижского цирка Медрано.

В итоге фильм оказался весьма успешным финансово и вызвал настоящий восторг в прессе, которая называла его "возвращением" Китона после череды неудач; причем буквально каждая рецензия не забывала упомянуть, что "постельная" сцена - его безусловная изюминка и самый смешной эпизод ("Боюсь, Вейнгартен был очень зол", - с удовольствием отмечал потом Китон).

И только независимый международный киножурнал Close-Up, успевший в 1927-м превознести "Генерала" над всеми фильмами Чаплина, уделил "Браку назло" вот такую рецензию, состоящую всего из двух предложений:

"The Manchester Guardian опубликовала знаменитую статью, объясняющую методы Бастера Китона как бунт против стандартизации кино. Ирония судьбы заключается в том, что те, на кого сейчас работает Китон, стандартизируют его фильмы".