Лента новостей

Тур на "Генерале" по Германии 1962 года

О Бастере Цитаты Пресса Фильмы ТВ 1960-е
Тем временем, ровно 60 лет назад Бастер заканчивал тур "Генерала" по Германии на столетнем австрийском паровозе, которым ему давали порулить. К 18-му февраля он объехал Мюнхен, Ульм, Штутгарт, Мангейм, Франкфурт, Кельн, Дюссельдорф, Бремен и Гамбург, откуда отправился в Берлин. Впереди его ждала Франция и полная ретроспектива его фильмов в Синематеке Анри Ланглуа. Там он жаловался знаменитому киноведу Жоржу Садулю, что совершенно вымотан туром:

"Мы путешествовали по Германии пятнадцать дней без остановки. За исключением Берлина, где мы пробыли сорок восемь часов, нам приходилось уезжать, не проведя в городе и дня. Не было времени даже одежду постирать".

Однако, Китон на самом деле был явно очень доволен: его любимое детище с небольшой задержкой в 36 лет все-таки добилось оглушительного успеха (правда, надо сказать, что в Германии "Генерала" и в первый раз встречали не хуже):

"Мы отправились туда, чтобы воскресить мой старый фильм, "Генерал". В десяти городах одновременно - и везде потрясающий успех, людям не хватало мест. Десятки тысяч зрителей каждый день. Повсюду нас осаждали репортеры и публика. Я с удовольствием добавил к фильму музыку, но никаких диалогов или комментариев. Успех был фантастический, люди стекались со всей Германии, чтобы его посмотреть."

В середине ролика вставлен фрагмент "Генерала", как его показывали в феврале 1962 года в Европе. Летом 1960-го Китон специально ездил в Мюнхен, чтобы лично контролировать запись звукового оформления для перевыпуска фильма. Он наотрез отказался от записи голосовой дорожки, сопровождающей действие, как это несколько лет назад сделал Чаплин с "Золотой Лихорадкой", и настоял на том, чтобы в качестве музыкального сопровождения звучал симфонический оркестр, а не "веселая пианинка". Тут немецкое телевидение дает нам редкую возможность услышать, как сам Китон представлял музыку для своих фильмов.

Хотя Элеонор Китон и коллекционер Реймонд Рохауэр, который все это устроил, и любили говорить, что Бастер якобы боялся и никогда в жизни не соглашался смотреть свои фильмы с публикой, сам он, кажется, об этом был не в курсе. Вернувшись в Америку, он радостно рассказывал репортеру Патрику МакНулти о своих впечатлениях после показа:

"Когда я вышел из этого театра в Мюнхене, меня перенесло на 40 лет назад. Я оглядывался и наполовину ожидал увидеть в толпе Мака Сеннетта, Глорию Свенсон или, может быть, даже Чаплина. Если бы кто-то подъехал на старом Stutz-Bearcat и сказал: "Давай, Бастер, поехали к Валентино", я бы оказался на сиденье быстрее, чем Том Микс успел вытащить свой шестизарядный пистолет".

Daily Press, 1 марта 1962

P.S. В финальном фрагменте ролика нет звука - в архиве немецкого ТВ его не было, и мы не решились добавлять отсебятину.

P.P.S. В ролике неправильно говорят, что звуковые фильмы с Китоном были убыточны, большинство из них, наоборот, были очень прибыльными.