Клоун "Щепка"
На этой неделе мир традиционно чествует профессию клоуна, что, сами понимаете, имеет к нам самое непосредственное отношение. Первым клоуном в современном смысле считается британец Джозеф Гримальди (1778 - 1837), который заодно придумал как явление клоунский грим. В годы, когда Бастер блистал в водевиле, главным клоуном Америки был Фрэнк Андерсон, известный как "Сливерс" ("Щепка") Окли (свое прозвище симпатичный молодой человек получил за худобу и высокий рост). Окли родился в Швеции в 1871 году и переехал в Штаты еще юношей. С середины 1890х он начал выступать в больших цирках под тентом и через несколько лет достиг невероятной популярности, так что получал космическую по тем временам сумму $1000 в неделю.
"Щепка" был настоящим кумиром Бастера в детстве - в интервью Герберту Файнштейну в 1960-м Китон называл его в числе трех самых любимых клоунов. Еще Бастер рассказывал, что в детстве однажды тайком пролез под тент к "Щепке" в его гримерную, в результате чего получил затрещину, конфет и подружился с Окли лично. Авторский клоунский грим Бастера, который он использовал еще подростком на сцене водевиля, а потом перенес в некоторые из фильмов ("Любовное гнездышко", "Наше Гостеприимство", "Легко и свободно"), явно отсылал к сценическому образу Окли. Но самый обширный оммаж пришелся на последнюю относительно авторскую работу Китона - "Кинооператора". Главным номером "Щепки", с которым он и добился своей безумной популярности, было сольное представление в пантомиме, во время которого Окли в гордом одиночестве играл в бейсбол за всю команду (первое фото как в образе из этого номера), с такой невероятной точностью и убедительностью, что зал буквально умирал со смеху. В 1927 году Бастер частично воспроизвел этот номер в "Кинооператоре", вставив в фильм сольную пантомиму бейсбольного матча аж на 3 минуты.
"Щепка" был настоящим кумиром Бастера в детстве - в интервью Герберту Файнштейну в 1960-м Китон называл его в числе трех самых любимых клоунов. Еще Бастер рассказывал, что в детстве однажды тайком пролез под тент к "Щепке" в его гримерную, в результате чего получил затрещину, конфет и подружился с Окли лично. Авторский клоунский грим Бастера, который он использовал еще подростком на сцене водевиля, а потом перенес в некоторые из фильмов ("Любовное гнездышко", "Наше Гостеприимство", "Легко и свободно"), явно отсылал к сценическому образу Окли. Но самый обширный оммаж пришелся на последнюю относительно авторскую работу Китона - "Кинооператора". Главным номером "Щепки", с которым он и добился своей безумной популярности, было сольное представление в пантомиме, во время которого Окли в гордом одиночестве играл в бейсбол за всю команду (первое фото как в образе из этого номера), с такой невероятной точностью и убедительностью, что зал буквально умирал со смеху. В 1927 году Бастер частично воспроизвел этот номер в "Кинооператоре", вставив в фильм сольную пантомиму бейсбольного матча аж на 3 минуты.
К сожалению, "Щепку", как и многих, посвятивших жизнь тому, чтобы сделать жизнь других веселее, ждал мрачный конец, сам по себе достойный написания трагедии по мотивам. В 1916 году Фрэнк обвинил девушку, которая у него работала, в краже драгоценностей его жены (к тому времени он уже несколько лет был вдовцом, оставшимся с маленькой дочерью на руках). Девушку арестовали, после чего Окли осознал, что влюблен, и был безутешен, что сам отдал ее в руки правосудия. Когда стало ясно, что попытки освободить ее ни к чему не приводят, он пошел и сделал девушке предложение прямо в тюрьме, но та ему отказала. Какое-то время "Щепка" продолжал выступать (все еще с огромным успехом), после чего отважился повторить свое предложение. Девушка, видя его состояние, не решилась ему отказать в лицо и сообщила, что подумает; однако, когда он вернулся в Нью-Йорк, через знакомого передала ему, что не имеет желания выходить за него ни сейчас, ни в будущем. Тогда Фрэнк плотно заткнул все окна в своем доме и отравился газом, покинув этот мир в возрасте 45 лет.
Бастер на МГМ образе клоуна