Лента новостей

Трудности с "Колледжем" (1927)

О Бастере Фильмы История 1920-е
Проблемы на съемках «Колледжа» у Китона начались с назначения нового управляющего студией. До весны 1926 года, когда Бастер приступил к «Генералу», от имени продюсера Джо Шенка финансы контролировал Луис “Лу” Энгер (на втором фото человек с молотком) – бывший водевильный комик и знакомый Трех Китонов по старым временам. Лу был управляющим еще у Роско Арбакла, и именно он (как минимум, по легенде) в марте 1917 года встретил Бастера на Бродвее, когда тот готовился к сольному выступлению в «Зимнем Шоу» братьев Шубертов, и предложил ему пойти поглядеть, как снимается кино. Энгер был человеком удивительной хватки, но широкой души (например, во время судов над Арбаклом он выкупил у Роско его шикарный дом, оставив его там жить) и хорошим другом Китона, часто глядевшим сквозь пальцы на его экстравагантный подход к кинопроизводству.

Однако, в начале 1926 года Энгер понадобился Шенку на United Artists, и Китон остался без управляющего. На период съемок «Генерала» обязанности бизнес-менеджера исполнял некто Гилмор, временно зафрахтованный со студии Educational Pictures, но осенью вопрос встал снова. В ноябре 1926 года, когда Китон все еще собирал финальную версию «Генерала» в своей домашней монтажной, он сам предложил Шенку на должность управляющего кандидатуру Гарри Брэнда, до сих пор работавшего его пресс-агентом. Увы, это оказалось не лучшим решением.

Брэнд после получения новой должности внезапно взялся за дело всерьез. “Он был мрачен. Он смотрел ежедневные отчеты — сколько тратится на это, сколько тратится на то? Он беспокоился, он волновался, у него началась бессонница.” – ехидно вспоминал Китон в интервью Руди Блешу (всю оставшуюся жизнь он называл Брэнда исключительно своим пресс-агентом, но никогда – управляющим). Впрочем, инициатива наверняка исходила от самого Шенка - тот уже пытался “оптимизировать“ Бастера в конце 1924 года, после неумеренных трат на съемках «Навигатора», но тогда затея провалилась: Китон полностью игнорировал нанятого ему для «Семи Шансов» «настоящего» режиссера Джека МакДермотта (тот через две недели с тоски уволился сам) и превратил камерную пьесу о поспешной женитьбе в эпическое приключение с массовыми погонями и каменными лавинами. Брэнд попытался повторить этот фокус и для съемок «Колледжа» оперативно нанял Китону Джеймса Хорна, который считался тогда одним из самых шустрых и экономных режиссеров Голливуда.

Большую часть своей карьеры Хорн занимался сериалами, а позже – короткометражками на студии Хэла Роача. Он гордился тем, что его оператору уже пару лет не приходилось снимать повторных дублей, и говорил, что «верит в систему», «запланированную работу изо дня в день» и в то, что «все работают лучше, если их немного подгонять». Незачем говорить, что Китону с его спонтанностью, постоянной тягой к импровизации и отвращением к жесткому расписанию и рутине такой «помощник» был совсем не в радость. В интервью Кевину Браунлоу Бастер ворчал, что "вообще не знает, зачем мы его наняли, потому что весь «Колледж» я в любом случае сделал сам". Гарольд Гудвин (сыгравший в фильме главного оппонента Рональда) это подтверждал, говоря, что "Бастер сам поставил почти все", оставляя Хорну только "незначительные сцены", и заодно называл Хорна "одним из худших режиссёров в бизнесе".

Видимо, за компанию с режиссером на студию Китона попал и Карл Харбо – актер и сценарист, в этом качестве сотрудничавший с Хорном во время работы у Роача. Он не только сыграл в фильме тренера гребной команды, но и был назначен главой сценарного штаба студии, хотя, по словам Китона, “не написал вообще ничего” и “был одним из самых бесполезных людей”, которые там когда-либо числились (историю и гэги «Колледжа» Китон придумывал сам с помощью двух приятелей – Брайана Фоя и Дэнни Грея).

После выхода на экраны «Генерала» на Китона обрушилась критика, часто указывающая на слабость режиссуры, истории и излишнюю эгоцентричность его звезды-режиссера-сценариста. Может быть, поэтому было принято оригинальное решение – в «Колледже», впервые с момента основания студии, Китон не попал в качестве режиссера и автора в титры собственного фильма (вместо него туда были вписаны Хорн и Харбо). Но его настоящее негодование вызвало отдельное упоминание Гарри Брэнда в качестве супервайзера картины, оказавшееся там без его ведома, уже после того как он закончил финальный монтаж. Китон, по его словам, “чуть не выскочил из кресла” на премьере «Колледжа» в августе 1927-го, и как только появилась такая возможность, отправился разбираться к самому Шенку – только чтобы услышать, что его студия на днях будет закрыта.