Лента новостей

Режиссер Джеймс Мэнголд о Бастере Китоне

Критика О Бастере Пресса 21 век
"Не существует ничего более свободного, чем смех. Но в немом кино смех был целой наукой. Визуальная комедия - это не изолированные элементы, а их взаимодействие. (Попробуйте назвать великую комедию, снятую исключительно крупными планами). Чтобы рассмешить, особенно с помощью изображения, кинохудожник должен придумать, как показать нам что-то абсурдное, но правдоподобное, оригинальное, но знакомое, уморительное, но при этом непринужденное. Никто не засмеется, если вы указываете на шутку или слишком сильно усердствуете, создавая ее. Экранная комедия - это прекрасный механизм. Как швейцарские часы.

Никто не исследовал механику экранного юмора с большей игривостью, интенсивностью и сдержанностью, чем Джозеф Фрэнк "Бастер" Китон. Один из величайших в мире актеров, комиков, каскадеров, хореографов и самых новаторских режиссеров всех времен, Китон был пионером не только кинокомедий, но и экшенов, создав десятки захватывающих дух, геометрически сложных эпизодов, которым мы до сих пор подражаем. Он вывернул рамки ортодоксального кино наизнанку. Все это время он создавал блестящих персонажей: аутсайдеров, пребывающих в меньшинстве, обойденных на повороте и обычно без гроша в кармане, но всегда бесстрашных и неудержимых. Его работа повлияла на всех, от Жака Тати до Стивена Спилберга, от Джеки Чана до Джонни Деппа, Багза Банни и Дорожного Бегуна.

Рожденный в семье бродячих артистов и, по любым меркам, подвергавшийся жестокому обращению на водевильной сцене, он лучше всех понимал жестокую сделку юмора - людям нравится видеть чужие горести. Властный отец приучил Бастера никогда не улыбаться на сцене, настаивая на том, что никто не рассмеется над шуткой, если исполнитель не проживает ее с полной убежденностью. Гарри Гудини прозвал молодого Китона "Бастером" за его способность выживать в дурацких ситуациях. Молодой Китон стал звездой своего семейного представления и, как только смог, отправился в самостоятельное путешествие как раз вовремя, чтобы познакомиться с совершенно новым механизмом - недавно изобретенной кинокамерой.

Перейдя со сцены на экран, Китон продолжал следовать золотому правилу своего отца, как и на протяжении всей своей стремительной карьеры. Как актер Бастер заработал прозвище "Каменное лицо", но какая тоска и глубина печали в этих глазах! Ему ничего не стоило перевернуть всю сцену, просто пожав плечами или качнув бедром. Его игра часто затмевается другими его достижениями, но я прошу вас, найдите минутку, чтобы посмотреть хотя бы одну из его короткометражек (или, возможно, гениального "Шерлока Младшего"), и увидеть в нем не только искусного режиссера, но и актера блистательного дарования. Знаменитый режиссер Лео Маккэри однажды сказал, что все немые комики крали шутки друг у друга, но никто не мог обокрасть Китона, потому что у него они были только половиной алхимии*. Его актерский талант был секретным ингредиентом, благодаря которому они оживали.

В течение десятилетия ревущих 1920-х, до того, как звук изменил все, вооруженный неограниченными властью и творческим потенциалом, Китон изменил курс развития кино и со всей страстью предложил зрителям первое и, возможно, величайшее экранное воплощение крутого ботаника".

Джеймс Мэнголд, журнал Empire, февраль 2023 (да, это из будущего)

*Что на самом деле сказал Маккэри - смотрите тут.