Лента новостей

155 лет со дня рождения отца Бастера - Джо Китона

О Бастере История 1900-е 1910-е 1920-е 1940-е
155 лет со дня рождения отца Бастера - Джозефа Хейли Китона.

Отцовская фигура была по-своему ключевой в судьбе Бастера, хотя их отношения всегда были непростыми. Джо Китон (он любил писать свое имя как Jo) родился в 1867 году на ферме неподалеку от городка Терре-Хоут, штат Индиана, в семье Джозефа Захарии Китона и Лидии Джейн Ширли, став третьим подряд Джозефом в роду (Бастер был четвертым, а его старший сын должен был стать пятым, но не сложилось). Родители Джо были потомственными земледельцами и мельниками, но его такая жизнь не манила - с ранних лет он искал на свою голову приключений. Джо бросил школу и убегал бродяжничать в город, где зарабатывал чисткой обуви, и по юности заслужил себе прозвище "Дик Мертвые Глаза", потому что неизменно щеголял фингалами. Став постарше, он отправился в Оклахому, осваивать новые земли с пионерами, и даже заработал на этой авантюре $1000. Деньги он, правда, растратил на путешествие в Калифорнию, а когда в 1893 году вернулся в Оклахому, то устроился на $3 в неделю комиком и акробатом в "Комедийную Компанию Катлера" - передвижное палаточное шоу под управлением Фрэнка Катлера, который сам сочинял и ставил небольшие пьесы, играя в них вместе с детьми - Майрой и Бартом. Джо было уже 26, а Майре недавно стукнуло 16, но это не помешало расцести их отношениям, как и протесты Фрэнка, который, по словам Джо, увольнял его "каждый раз, как видел, что мы держимся за руки". Они тайком поженились 31 мая 1894 года, а 4 октября 1895 г. на свет появился их первенец, Джозеф Фрэнк Китон.

К этому моменту Джо и Майра уже странствовали с Медицинской Компанией Мохавк, продававшей представления и индейские лекарства от всех болезней - Джо исполнял акробатические этюды со столом, Майра играла на музыкальных инструментах. Джо так гордился тем, что у него родился сын, что впервые вытащил его на сцену, когда тому не исполнилось и суток, а потом хвастался, что Бастер, едва тот подрос (он пошел и заговорил вроде бы еще до года), так рвался на сцену, что для самого малыша безопаснее было сделать ему сценический костюм и выпустить к публике, чем удерживать за кулисами. Так или иначе, в три года Бастер уже вовсю выступал - копировал отца, танцевал и показывал фокусы. Потом Джо, обнаружив в нем и такие способности, стал вовлекать его в акробатические номера и превратил в "человека-швабру", создав "самый грубый номер в водевиле", во время которого подметал Бастером пол, швырял его в декорации и даже зрительный зал. Джо учил сына, как надо падать и приземляться так, чтобы не травмироваться, что, конечно, удавалось не всегда, но Бастер, "слишком гордый тем, что может это выносить", рано научился не подавать вида, когда это случалось. Вдобавок Джо стал приучать Бастера не улыбаться на сцене, потому что его серьезно-озадаченное отношение к происходящему добавляло номеру абсурдности и юмора, и строго за этим следил.

Отношения Бастера с отцом всегда были неоднозначными. С одной стороны, он явно уважал Джо за чувство юмора, выдающееся умение импровизировать, артистические и акробатические способности, и за ту тренировку (он предпочитал называть ее "опытом"), которую получил во времена водевиля - в конце концов, это отец сделал его суперзвездой, когда ему едва исполнилось пять. Огромный выдумщик и отличный пиарщик, Джо не только подарил Бастеру бесценные навыки и умения, он к тому же создал легенду о "Мальчике, который не может пораниться" и которому не вредит даже ураган, и сумел убедить в его талантах весь водевильный мир. При этом, у Джо был сложный характер, он часто ссорился и даже дрался с кем попало, и никогда не стеснялся применять к сыну физические наказания, если тот вел себя не так, как он считал правильным ("за нарушение приказов я как следует получал по заднице, и никого не заботило, нравится мне это или нет"). К тому же Джо не был слишком внимательным отцом - ему ничего не стоило, например, забыть маленького сына на улице, пока он сам предавался любимому занятию - посиделкам с приятелями в баре, а к 12 годам Бастер считался уже достаточно взрослым, чтобы на него можно было переложить обязанности менеджера - теперь он вместо Джо занимался логистикой, билетами, отелями и учетом финансов.

Настоящие проблемы, впрочем, начались в 1910-х, когда Джо настиг кризис среднего возраста и заодно серьезный алкоголизм. Во хмелю он был опасно агрессивен и, как помнила это младшая сестра Китона, Луиза, вымещал свою злость в первую очередь на Бастере, давно ставшем куда большей звездой, чем он сам. Он не только срывался на сыне за сценой, но и вынес физические расправы прямо на публику ("на глазах у тысячи людей, и это все еще должно было выглядеть смешно"; "многие удары, которые зрители считали шуткой, были вполне настоящими, а у отца была тяжелая рука"). Годы спустя, уже став всемирно известной кинозвездой, Бастер с огромным удовольствием и даже хохотом вспоминал, как ему иногда удавалось как следует дать отцу сдачи, или даже столкнуть его на рельсы с платформы в "Генерале" ("он не возражал"). Майра, тоже страдавшая от поведения Джо, объясняла его тем, что некоторые люди просто не могут принять старость; но легче от этого никому не становилось. В конце концов, она сама подговорила Бастера бежать от Джо - так шоу "Трех Китонов" прекратило свое существование в январе 1917 года, а Бастер вскоре попал в кино (Майра же воссоединилась с мужем в Маскигоне через пару месяцев).

Несмотря ни на что, через полгода Китон впервые пригласил Джо сыграть роль в короткометражке Роско Арбакла "Деревенский Герой" (Джо презирал кино от всей души, но все-таки согласился). Потом он появлялся во многих короткометражных и больших фильмах сына - "Пугале", "Заключенном №13", "Соседях", "Грезах", "Нашем Гостеприимстве", "Шерлоке-младшем", "На Запад", "Генерале". В 1920-м Бастер перевез родителей в Калифорнию и сначала арендовал, а потом купил им там дом. Впрочем, к концу 1920-х Джо оттуда съехал и стал жить отдельно, в отелях, хотя они с Майрой никогда не разводились. Он бросил пить, увлекся "Христианской Наукой" и вел тихую жизнь, время от времени навещая семью и Бастера (который продолжал его обеспечивать). Элеонор Китон Джо образца начала 1940-х запомнился очень симпатичным и приятным человеком, который умильно продолжал звать сына "Маленький Басси". Однако, друзья Китона не вполне разделяли это впечатление: Коллиер считал, что для Бастера Джо был воплощенным кошмаром, который тот учился терпеть на протяжении многих лет, а Джеймс Карен полагал, что Китон "действительно его не любил, но никогда бы в этом не признался", потому что считал, что не любить отца нехорошо, и никому никогда не позволял говорить о Джо что-то плохое.

В середине 1940-х к Джо, разменявшему восьмой десяток, стала подкрадываться болезнь Альцгеймера. В феврале 1944 года его сбила машина и он попал в больницу. Через некоторое время после восстановления у него начались заметные проблемы с памятью, к 1945 он перестал узнавать близких, включая Элеонор и самого Бастера, и начал жить в воспоминаниях о временах водевиля, когда "Три Китона" были на пике, а Бастер был ребенком. В целях безопасности его снова пришлось поместить в госпиталь, где он и умер 13 января 1946 года, в возрасте 79 лет. Интересно, что хоть Бастер и организовал его похороны, памятную плиту на могилу Джо установили энтузиасты из Международного Общества Бастера Китона на средства от краудфандинга только в 2018 году.