Лента новостей

132-й день рождения Чарльза Спенсера Чаплина

О Бастере Критика Фильмы Люди 1920-е
132-й день рождения Чарльза Спенсера Чаплина - “старого друга” и вечного конкурента Китона. О взаимоотношении этих двух удивительно похожих и одновременно непохожих авторов можно прочитать в нашей статье или посмотреть не совсем достоверный, но вполне достойный фильм Симона Баке.

“Вы можете бесконечно ломать голову над этими двумя насмешливыми старыми мастерами и их образами, которые так отличались от их реальных судеб. Они оба вышли из водевиля, однако их отражение сцены - почти противоположные крайности. Реальность ее досок ощущаешь только с Чаплином, особенно в “Огнях рампы”, когда автор-продюсер-режиссер- звезда-композитор томно смотрит на свое отражение в гримерном зеркале, вглядываясь в лицо под холодным гримом, и видит губительное падение в опилки. Бастер рассматривает сцену как чистый мираж, он создает лабиринт иллюзий, достойный Борхеса и подходящий для двойственности сцен внутри сцен. В “Театре” он множится, едва ли не тонет, теряется в сказочных коридорах, в "Шерлоке-младшем" попадает внутрь самого фильма, где становится пленником монтажной последовательности.

Чаплин всегда остается театральным в том, что касается размещения камер, и использует привычные ходы комедии дель арте даже в своих политических произведениях - страшный бригадир в “Новых временах” или тупой вождь в "Великом диктаторе" - это негодяи, которых положено бить сковородкой или разводным ключом. Сцена Китона пронизана ложными перспективами, маловероятными люками (даже через тела), желобами в никуда, туннелями в Китай. Ему не так нужны комические театральные типажи, он скорее покажет вам безликие толпы, рои полицейских, армии на марше, массы, запаниковавшие от бунта или катаклизма. Даже их представления о природе отличают их друг от друга. Пейзаж - редкость у Чаплина, если не считать буколической манерности “Солнечной стороны”, или дорог, уводящих вдаль в его счастливых концовках, или Эдема в финале “Новых времен” с молочными коровами на фантастических пастбищах. Китон же показывает величественные просторы Миссисипи, горные пейзажи старой Вирджинии и водопады, достойные Жюля Верна.

По существу, Китона и Чаплина разделяет отличие между абсолютным кинематографистом и блестящим сценическим постановщиком, между невозмутимым визионером и решительным комическим сатириком. Каждый из художников превратил простые развлечения водевиля в произведения чрезвычайной изощренности: Чаплин - в социальные памфлеты, Китон - в иррациональную поэзию. Чаплин вынужден атаковать несправедливость; Китон часто навещает царство абсурда. Даже когда Чарли объявляет войну вечной Судьбе, он агрессивно защищается, отвечая ударом на удар. Бастер же приспосабливается, он уговаривает мир действовать; его напряженная пассивность отводит препятствия и разрушает заговоры. Мы можем восхищаться обоими художниками за те качества, которые делают их разными.”

Робер Бенаюн, “Взгляд Бастера Китона”, 1987