В честь грядущего завтра Дня Шерлока Холмса (приуроченного к дню рождения сэра Артура Конан Дойла) - детективный пост. Бастер всю жизнь любил детективы, начиная с журнальных сериалов про Ника Картера и Джесси Джеймса в юности. Детективному жанру и образу великого сыщика он посвятил свой самый изобретательный фильм "Шерлок-младший" (1924), но его, будем надеяться, и так все видели (если вы не видели - немедленно бросьте это читать и посмотрите!). Поэтому мы, проведя собственное расследование, раскопали и перевели для вас гораздо более редкую штуку - эпизод второго сезона "Шоу Бастера Китона" под названием "Детективная история" (1951).
Первый сезон шоу шел в прямом эфире и, за исключением одного выпуска, практически не сохранился, но второй, под общим названием «Жизнь с Бастером Китоном», был по сути серией короткометражных телефильмов, половина из которых выжила. В основном эпизоды состоят из нескольких скетчей, условно связанных между собой слабым подобием сюжета - Бастер работает (нерадивым) продавцом в магазине спорттоваров, и с ним неизменно творятся всякие неприятности.
«Жизнь с Бастером Китоном» снималась с весьма ограниченным бюджетом и в большой спешке – эпизод нужно было создать за неделю (сам Китон когда-то тратил на свои короткометражки такой же длины больше месяца). Несмотря на то, что «Шоу» было популярным, Бастер вскоре понял, что просто не успевает придумывать материал так, чтобы не слишком повторяться, и после 13 выпусков отказался от этой затеи. Сам он был не в восторге от второго сезона еще и потому, что тут, в отличие от первого, ему приходилось работать без живой аудитории – выступать на телевидении без зрителей Китон не любил, считая, что это все-таки совсем другое дело, чем настоящий кинематограф.
Тем не менее, хотя не все выпуски шоу одинаково хороши, среди них попадаются настоящие жемчужины, и, как нам кажется, «Детективная история» - пародия на радиосериал про частного детектива Сэма Спэйда, и, как подсказывает малограмотным нам киновед Алексей Соловьев, конкретно на "Мальтийского сокола"* - самый удачный из выживших эпизодов. Хотя тут нет масштабных погонь, живописных просторов и опасных трюков, зато есть шизофренически-нуарная атмосфера, фирменный абсурдный, сюрреалистичный, постмодернистский и местами черный юмор, вложенное повествование, логика сновидений и вообще все, за что мы Китона любим**. Вдобавок тут присутствуют приятные отсылки к «классике», то есть, к себе любимому; мы насчитали приветы как минимум трем фильмам Китона, кто больше?
P.S. Пожалуй, «Детективная история» уникальна еще и тем, что можно вдоволь наслушаться голоса Бастера – он говорит тут весь эпизод почти не переставая.
P.P.S. Качество фильма в первой половине грустное - другого пока, к сожалению, негде взять, зато вторая половина в отличном качестве нашлась на DVD. Если у вас нет русских субтитров, попробуйте включить фильм где-то ещё - они не всегда работают в мобильных браузерах.
________________
* Бастер слушает радиошоу «Детектив Сэм Диггер (Копатель)», что отсылает нас к реально существовавшему на радио в 1940-х и начале 1950-х сериалу «Детектив Сэм Спэйд (Лопата)», чей главный персонаж - протагонист романа Дэшилла Хэмметта «Мальтийский сокол» (1930), который был экранизирован в 1941 году с Хэмфри Богартом в главной роли.
** Мы лично любим Бастера за то, как он постоянно шутит «для себя» - например, его скатерть в кафе украшена его же любимыми четырехлистными клеверами; а шутка про поедание собачьих бисквитов восходит к «Трем Китонам» и аж 1903 году.
Первый сезон шоу шел в прямом эфире и, за исключением одного выпуска, практически не сохранился, но второй, под общим названием «Жизнь с Бастером Китоном», был по сути серией короткометражных телефильмов, половина из которых выжила. В основном эпизоды состоят из нескольких скетчей, условно связанных между собой слабым подобием сюжета - Бастер работает (нерадивым) продавцом в магазине спорттоваров, и с ним неизменно творятся всякие неприятности.
«Жизнь с Бастером Китоном» снималась с весьма ограниченным бюджетом и в большой спешке – эпизод нужно было создать за неделю (сам Китон когда-то тратил на свои короткометражки такой же длины больше месяца). Несмотря на то, что «Шоу» было популярным, Бастер вскоре понял, что просто не успевает придумывать материал так, чтобы не слишком повторяться, и после 13 выпусков отказался от этой затеи. Сам он был не в восторге от второго сезона еще и потому, что тут, в отличие от первого, ему приходилось работать без живой аудитории – выступать на телевидении без зрителей Китон не любил, считая, что это все-таки совсем другое дело, чем настоящий кинематограф.
Тем не менее, хотя не все выпуски шоу одинаково хороши, среди них попадаются настоящие жемчужины, и, как нам кажется, «Детективная история» - пародия на радиосериал про частного детектива Сэма Спэйда, и, как подсказывает малограмотным нам киновед Алексей Соловьев, конкретно на "Мальтийского сокола"* - самый удачный из выживших эпизодов. Хотя тут нет масштабных погонь, живописных просторов и опасных трюков, зато есть шизофренически-нуарная атмосфера, фирменный абсурдный, сюрреалистичный, постмодернистский и местами черный юмор, вложенное повествование, логика сновидений и вообще все, за что мы Китона любим**. Вдобавок тут присутствуют приятные отсылки к «классике», то есть, к себе любимому; мы насчитали приветы как минимум трем фильмам Китона, кто больше?
P.S. Пожалуй, «Детективная история» уникальна еще и тем, что можно вдоволь наслушаться голоса Бастера – он говорит тут весь эпизод почти не переставая.
P.P.S. Качество фильма в первой половине грустное - другого пока, к сожалению, негде взять, зато вторая половина в отличном качестве нашлась на DVD. Если у вас нет русских субтитров, попробуйте включить фильм где-то ещё - они не всегда работают в мобильных браузерах.
________________
* Бастер слушает радиошоу «Детектив Сэм Диггер (Копатель)», что отсылает нас к реально существовавшему на радио в 1940-х и начале 1950-х сериалу «Детектив Сэм Спэйд (Лопата)», чей главный персонаж - протагонист романа Дэшилла Хэмметта «Мальтийский сокол» (1930), который был экранизирован в 1941 году с Хэмфри Богартом в главной роли.
** Мы лично любим Бастера за то, как он постоянно шутит «для себя» - например, его скатерть в кафе украшена его же любимыми четырехлистными клеверами; а шутка про поедание собачьих бисквитов восходит к «Трем Китонам» и аж 1903 году.