Лента новостей

9 утомительных экспозиций

О Бастере Фильмы 1920-е 1950-е
"С девятью экспозициями мы установили рекорд на все времена. Это было ОЧЕНЬ утомительно".

Китон в интервью Джорджу Пратту, 1958

В короткометражке "Театр" (1921) Китон снял шоу менестрелей на 9 человек из одного себя методом девятикратной мультиэкспозиции. Как правило, для этого эффекта часть линзы объектива заклеивалась светонепроницаемой лентой, после чего снималась видимая часть изображения, затем заклеивалась другая часть линзы, пленка отматывалась к началу и фокус повторялся. Для того, чтобы изображение выглядело бесшовно, разделять линзу лентой требовалось предельно точно. Отдельную сложность представляла синхронизация действия в сегментах по времени - моторизованные камеры стали применять только в середине 1920х, до этого операторам приходилось крутить ручку с постоянной скоростью самостоятельно. Двойные мультиэкспозиции использовались в кино и раньше, в том числе самим Китоном ("Самогон", 1918), но Бастер вдобавок к четырем двойным (для зрителей и танцоров) сделал столько же тройных (по две для оркестра и менестрелей), и в конце концов замахнулся на девятикратную.

По воспоминаниям гэгмена и ассистента режиссера Клайда Брукмана, для этого "линзу пришлось бы разделить на девять равных сегментов с точностью до десятитысячной доли дюйма", и главный оператор Китона, Элджин Лессли, утверждал, что это невозможно. Китон сам придумал и сконструировал решение:

"Он соорудил светонепроницаемый черный ящик, размером примерно в квадратный фут, который надевался на камеру сверху. Ручка камеры выходила сбоку через изолированную щель. Весь фокус был в передней части: там было девять затворов справа налево, подогнанных так плотно, что можно было работать под водой. Вы открывали один затвор за другим, снимали нужный участок, закрывали этот затвор, отматывали пленку назад, открывали следующий затвор и снимали следующий участок, и так далее.

— Держите это в секрете, олухи, — сказал Бастер.

Мы так и сделали. И Голливуд отказался от этой идеи. Никто даже не попытался этого повторить".

В итоге одни рецензии называли фильм "фотографически уникальным", говоря, что до этого ни сам Китон, ни один другой комик не шел на столь "изобретательные ухищрения, чтобы поразить публику". Но некоторые обозреватели (подозреваем, что и зрители тоже) в то время в такие спецэффекты вообще не поверили. Например, обозреватель Мэй Тини из Чикаго Трибун написала:

"Как можно показать одного человека, который делает так много вещей одновременно? В данном случае, когда на сцене и в оркестровой яме вы видите много мистеров Китонов - это не мистер Китон. Вам не показывают их крупным планом, и они просто похожи на мистера Китона. Процесс удвоения и трюковая фотография используются в крупных планах".

Сам Китон до конца своих дней сожалел только о том, что постеснялся сделать из одного себя всю короткометражку.