"Комедия как правило основывается на жизненных трудностях, показывая реакцию героев перед лицом невзгод. Чтобы выйти на экраны, комедии пришлось обратиться к идее общества. Будучи дезадаптированными или чрезмерно адаптированными, комические герои в этом большом мире нередко оказываются угнетенными или злоумышленниками.
Но Бастер Китон не только не пытается сформулировать послание, представляющее общий интерес, перевести, добавив шуток, исторический или политический вопрос на уровень эмоций и социальной некомпетентности. Он не заботится и о том, чтобы быть жертвой или преступником. Он может быть красивым, элегантным, любимым сыном семьи и миллионером, знающим свет и окруженным энергичными слугами. Если он отправляется в поход ("Вояка Батлер"), то не забудет своего камердинера и множество изысканных аксессуаров. Но, даже будучи богатым человеком он - настоящий аристократ, лишенный всякой алчности. Монументальный комплекс неполноценности, делающий его уязвимым и робким до безрассудства, приближает его к великим дезадаптированным комическим героям, но он исключает всю их пошлость, непристойность или простое хамство.
Без социальнык отсылок или сомнительного искупления Китон с помощью естественных приключений показывает переполненное, запутанное, враждебное человеческое пространство более справедливо, чем Чаплин или Лэнгдон. Он не женоненавистник и не пессимист, он не вестник апокалипсиса и не мессия. Он отрицает хандру и уныние. Если он никогда не смеется, то просто потому, что его приключения (и его работа режиссера) его вовсе не смешат. Той силе и физическому напряжению, которые при внимательном рассмотрении видны в его игре, соответствуют психическая и моральная сила, которая им движет.
Его герой не неуклюжий и удачливый лунатик. Ситуации, в которых он оказывается, - настоящие трудности, тогда как Чаплин, Лорел и Харди, Гарри Лэнгдон - изгои, тонущие в стакане воды, как и все изгои. В фильме "На запад" Китону приходится иметь дело с буйным стадом. Он теряется на дрейфующем океанском лайнере в "Навигаторе" и сражается с ураганом в "Пароходном Билле-младшего". Ни один зритель не сможет сказать, что добился бы большего в подобной ситуации. Лицо Китона не демонстрирует никаких подготовительных эмоций, никаких решений, прежде чем он бросается в опасность и становится единым целым со своими намерениями. Но если Китон скрывает от нас свои планы и чувства, то не для того, чтобы показаться скрытным, а потому, что он сам - не что иное, как его действия. Каждое препятствие, каждая трудность делают его готовым к наступлению, снова демонстрирующему, что он хитрый, искусный, находчивый, компетентный и неутомимый."
Но Бастер Китон не только не пытается сформулировать послание, представляющее общий интерес, перевести, добавив шуток, исторический или политический вопрос на уровень эмоций и социальной некомпетентности. Он не заботится и о том, чтобы быть жертвой или преступником. Он может быть красивым, элегантным, любимым сыном семьи и миллионером, знающим свет и окруженным энергичными слугами. Если он отправляется в поход ("Вояка Батлер"), то не забудет своего камердинера и множество изысканных аксессуаров. Но, даже будучи богатым человеком он - настоящий аристократ, лишенный всякой алчности. Монументальный комплекс неполноценности, делающий его уязвимым и робким до безрассудства, приближает его к великим дезадаптированным комическим героям, но он исключает всю их пошлость, непристойность или простое хамство.
Без социальнык отсылок или сомнительного искупления Китон с помощью естественных приключений показывает переполненное, запутанное, враждебное человеческое пространство более справедливо, чем Чаплин или Лэнгдон. Он не женоненавистник и не пессимист, он не вестник апокалипсиса и не мессия. Он отрицает хандру и уныние. Если он никогда не смеется, то просто потому, что его приключения (и его работа режиссера) его вовсе не смешат. Той силе и физическому напряжению, которые при внимательном рассмотрении видны в его игре, соответствуют психическая и моральная сила, которая им движет.
Его герой не неуклюжий и удачливый лунатик. Ситуации, в которых он оказывается, - настоящие трудности, тогда как Чаплин, Лорел и Харди, Гарри Лэнгдон - изгои, тонущие в стакане воды, как и все изгои. В фильме "На запад" Китону приходится иметь дело с буйным стадом. Он теряется на дрейфующем океанском лайнере в "Навигаторе" и сражается с ураганом в "Пароходном Билле-младшего". Ни один зритель не сможет сказать, что добился бы большего в подобной ситуации. Лицо Китона не демонстрирует никаких подготовительных эмоций, никаких решений, прежде чем он бросается в опасность и становится единым целым со своими намерениями. Но если Китон скрывает от нас свои планы и чувства, то не для того, чтобы показаться скрытным, а потому, что он сам - не что иное, как его действия. Каждое препятствие, каждая трудность делают его готовым к наступлению, снова демонстрирующему, что он хитрый, искусный, находчивый, компетентный и неутомимый."