Чем дольше босс мокнет в воде, тем удачнее будет фильм.
(Поговорка на студии Китона)

Простенький вопрос: сколько гэгов, так или иначе связанных с водой, вы можете насчитать в фильмах Бастера Китона? Ответ не так прост, поскольку из 19 короткометражек и 12 полнометражных фильмов, снятых с 1920 по 1928, лишь три не содержат заметных гэгов, где в том или ином виде присутствует вода, и во многих из этих фильмов есть искусно поставленные сцены, в которых вода используется для создания комического эффекта.

«Пароходный
Билл-Младший»,
1928

«Три эпохи»,
1923

Китон весь промок!

Да будет дождь...

Итак, начнем с дождя. Назовем фильмы, где дождь капает или льет вовсю. Готовы? Поехали.


Фильмы «Одна неделя», 1920 и «Лодка», 1921.

Дождю отведена важная роль в его первом независимом фильме — двухчастевке «Одна неделя» (One Week). Он и его партнерша Сибил Сили играют молодоженов, строящих из деталей сборный дом, но результат их стараний выглядит как реквизит из фильма «Кабинет доктора Калигари». Пока они вместе с гостями празднуют новоселье, разражается ужасная буря. Под порывами ветра дом начинает вращаться вокруг своей оси. Бастера, Сибил и гостей выкидывает из дома, и единственное, что ему остается делать, сидеть и ждать окончания бури.


В фильме «Лодка» (The Boat) лодка Бастера тонет во время шторма, и он вместе с женой и детьми дрейфует по волнам, сидя в ванне.


Промокшие до нитки герои фильмов «Навигатор», 1924 и «Генерал», 1927.

В «Навигаторе» (The Navigator) он и Кэтрин, испугавшись привидений в каютах, решают заночевать на палубе корабля, но после того, как они удобно устраиваются под одеялами, начинается ливень, который заставляет их, вымокших до нитки, снова спуститься вниз.


В «Генерале» (The General) ему приходится покинуть свой паровоз после того, как солдаты северян узнают, что он преследует их в одиночку. Бастер прячется в лесу, но едва он располагается на ночлег, начинает лить дождь. Позже он освобождает Мэрион из плена северян. Они вылезают через окно, но им еще предстоит выбраться из леса во время дождя посредине ночи. В конце концов они понимают, что дороги им не найти, и просто садятся на землю, обнявшись, и пережидают дождь.


«Наше гостеприимство» (Our Hospitality) начинается с мрачной сцены ночной грозы с громом и молниями. Отец маленького Бастера и Джим Кэнфилд убивают друг друга, и теперь родовая вражда между семействами Кэнфилд и Маккей будет продолжаться, пока Бастер не повзрослеет.


По меньшей мере в трех фильмах мы видим Бастера, который гуляет под дождем словно в ясный весенний день, не замечая того, что он весь вымок.


В «Колледже» (College) он со своей матерью идет под проливным дождем на выпускной вечер в школу. По дороге Бастер покупает зонтик, но он слишком мал, чтобы защитить их.


Через год в «Пароходном Билле-младшем» (Steamboat Bill Jr.) мы видим почти ту же самую картину, но на этот раз без матери. Бастер отправляется навестить своего отца в тюрьме. Льет дождь, а Бастер снова идет под зонтиком, который слишком мал для него, и по-прежнему не обращает внимания на погоду.


В «Кинооператоре» (The Cameraman) также есть сцена, где Бастер идет по улице, позабыв о дожде, но теперь уже от радости. Марселин Дэй только что поцеловала его в щеку, и он идет под дождем, ошеломленный этим проявлением любви.

Ловим на удочку, стреляем из ружья или хватаем голыми руками...

А как насчет рыбалки? Сколько вы сможете назвать фильмов, в которых Бастер занимается рыбной ловлей? (Имейте в виду, что он далеко не всегда использует удочку).


Хотя это, возможно, и нельзя назвать рыбалкой в полном смысле слова, в первый раз Бастер ловит рыбу в фильме «Заключенный №13» (Convict 13). Бастер загнал свой мячик для гольфа в воду, где его проглотила рыба. Согласно правилу бить оттуда, где лежит мяч, Бастер снова и снова ныряет в воду в поисках рыбы с мячом, ловя рыбок голыми руками!


В следующем году, в фильме «Невезение» (Hard Luck) мы видим, как он рыбачит на озере. Он использует маленькую рыбешку как наживку, чтобы поймать рыбу покрупнее. Не удовлетворенный размером следующей рыбы, он насаживает ее на крючок, снова закидывает удочку и вытаскивает еще более крупную рыбу. Наконец ему попадается такая большая рыбина, что она утаскивает Бастера в воду, но леска рвется, и нам уже не удается увидеть «рыбу, которая «вышла сухой из воды».


В «Морозном Севере» (The Frozen North) Бастер занимается рыбалкой на льду. Он сидит спиной к другому рыбаку, и (мы так и знали, что это случится) его леска цепляется за леску рыбака позади него. Каждый из них думает, что поймал крупную рыбу, они тянут удочки на себя, пока Бастер не сдергивает другого рыбака в прорубь.


В фильме «Шаронавт» (The Baloonatic) есть большой эпизод, где Бастер и его партнерша Филлис Хейвер ловят рыбу. Хотя с удочкой Бастеру не везет, ему удается наловить рыбы, загнав ее в небольшой ручей, хлопая по высоким голенищам своих болотных сапог, подобно тому, как женщины на ферме сгоняют цыплят, хлопая широкими юбками.


В «Нашем гостеприимстве» Бастер рыбачит, сидя на уступе скалы. Вода льется на него сверху, но он думает, что начинается дождь. Внезапно стена воды обрушивается перед ним, полностью закрывая его от зрителя. Кто-то взорвал плотину, создав этот водопад. Разумеется, для Бастера это счастливая случайность. Вооруженные Кэнфилды ищут его, чтобы убить. И пока стена воды закрывает Бастера, Кэнфилды проходят мимо.


Кстати, в каком еще фильме Китона фигурирует взорванная плотина? Остановитесь и подумайте минутку прежде чем читать дальше. Если вы никак не можете вспомнить, это комедия 1926 года о Гражданской войне. Ну, вы ее знаете.


В «Любовном гнездышке» (The Love Nest) Бастер ловит рыбу другим способом. С ружьем в руках он спускается по лестнице с корабля в воду. Мы видим дымок, поднимающийся из воды и означающий, что Бастер выстрелил. Через несколько секунд Бастер уже поднимается по ступенькам с ружьем в одной руке и застреленной рыбой в другой.


В этом фильме есть еще один вариант рыбалки. Экипаж судна заметил кита и заряжает гарпунное ружье. Бастеру дают линь, прикрепленный к гарпуну, чтобы тот привязал его к борту. Но он сам держится за конец веревки, и когда гарпун выстреливает, Бастер летит за борт. Затем мы видим, как он плывет обратно к кораблю и тянет кита на веревке за собой!


В конце фильма Бастер снова рыбачит, на этот раз с обычной удочкой, но он, сам того не зная, сидит на одной из плавающих мишеней, которые военные спустили на воду для проведения учений. Всякий раз, когда снаряд падает в воду рядом с мишенью, Бастер думает, что это плещется большая рыба, и поворачивается, чтобы закинуть удочку в ее сторону.


В «Мечтах» (Daydreams) роли меняются, и Бастер здесь скорее рыба, чем рыбак. Скрываясь от полиции, он прячется в гребном колесе парохода. Он старается не отставать от движения колеса, но оно крутится слишком быстро, и наконец, измученный, он падает в воду. Далее мы видим старого рыбака на причале, который добавляет к своему улову еще одну рыбу, опускает связку в воду и продолжает ловить. На его удочку попадается что-то большое, и рыбак вытаскивает из воды Бастера, мокрого и перепачканного. Рыбак смотрит на него с интересом, а затем цепляет его за лацкан к связке с пойманной рыбой и снова опускает в воду.

Шлюпка, каноэ, китобойное судно, океанский лайнер, пароход...

Как насчет лодок? Сколько вы сможете вспомнить?


Первые три фильма, которые сразу приходят на ум, — «Лодка» (1921), «Навигатор» (1924) и «Пароходный Билл-младший» (1928).


В «Лодке» Бастер рушит весь свой дом, стараясь вывезти из подвала построенную им лодку. Когда он, его жена (ее играет Сибил Сили) и дети в первый раз завтракают на борту, лодка дает течь. Ванну, которую они используют в качестве спасательной шлюпки, можно считать второй лодкой в этом фильме.


Идея «Навигатора» пришла к Бастеру, когда он узнал об океанском лайнере, который должны были пустить на слом. Он купил его и вместе со своими гэгменами сочинил для него историю.


Сюжет основывается на том, как он и его партнерша Кэтрин Макгуайр пытаются выжить на пустом корабле, дрейфующем в океане. В финале они сражаются с каннибалами, которые захватывают корабль, когда он садится на мель возле их острова.


Фильм «Навигатор», 1924.

В самом конце фильма также присутствует лодка. Бастер и Кэтрин спасаются от каннибалов в воде, когда под ними вдруг всплывает субмарина, поднимая их в воздух. Они забираются внутрь, в самый последний момент ускользая от врагов.


Считать ли это лодкой или нет — спорный вопрос, но в «Навигаторе» Бастер сам изображает морское судно. Он и Кэтрин должны добраться с острова, где их преследуют каннибалы, до корабля, находящегося за две сотни ярдов от берега. Бастер одет в водолазный костюм, наполненный воздухом, так что он просто ложится на воду, а Кэтрин взбирается на него и гребет к кораблю, словно на надувном матрасе.


В «Пароходном Билле-младшем» есть два колесных парохода — новый, чьим владельцем является соперник отца Бастера, и старая «рабочая лошадка», на которой отец Бастера, Пароходный Билл (его роль великолепно исполнил Эрнест Торренс), много лет ходил по реке.


Этот фильм включает в себя самый захватывающий из всех эпизод с кораблем. Циклон, пронесшийся над городом, сдул с места тюрьму, в которой сидит отец Бастера. Тюрьма соскальзывает к реке и начинает медленно тонуть. Понимая, что его отец утонет, если ничего не предпринять, Бастер начинает действовать. Он привязывает к рычагам управления веревки, чтобы править ими из рубки рулевого, приводит пароход в движение и таранит плывущую тюрьму. Тюрьма разваливается, и нам даже не верится, что отец Бастера выжил в этом столкновении. Но вот среди обломков показывается его голова. Он жив, и Бастер, без сомнения, настоящий герой.


Из всех фильмов, где центральное место занимает корабль, «Любовное гнездышко», пожалуй, самый малоизвестный. Девушка Бастера бросила его, и он собирается отправиться вокруг света на своем маленьком суденышке под названием «Купидон». Вскоре он оказывается на борту китобойного судна, управляемого грозным капитаном (его сыграл Джо Робертс). Бастер решает уплыть с корабля на шлюпке, но ему не под силу спустить ее на воду. Он затопляет корабль, и шлюпка опускается на воду, в то время как корабль исчезает в морских глубинах.


В «Колледже» мы видим спортивную лодку. Директор колледжа заставляет тренера команды гребцов назначить Бастера рулевым. Во время гонок руль отваливается, поэтому Бастер привязывает руль себе за спину, садится на корму, опустив руль в воду, и таким образом управляет лодкой до самого финиша.


Одну их самых необычных сцен с использованием лодки можно увидеть в фильме «Шаронавт» (1923). Бастер плывет по горной речке на каноэ и замечает на берегу кролика. Он подплывает поближе к берегу, поднимает ружье, и выходит из воды с лодкой на поясе!


В конце фильма мы видим Бастера и Филлис в лодке с навесом. Они неторопливо плывут вниз по реке, и Бастер наигрывает Филлис серенаду на укулеле. Внезапно перед ними появляется огромный водопад. Кажется, лодка вот-вот упадет в пропасть, но в следующее мгновение мы видим, что к лодке привязан воздушный шар, и она свободно парит в воздухе.


В фильме «Семь шансов» (Seven Chances) он стоит с ружьем в маленькой одноместной лодке, пытаясь подстрелить утку, которая ныряет, появляясь из воды то с одной, то с другой стороны лодки. Бастер наклоняется над водой и старается разглядеть, где же утка, но лодка зачерпывает воду и тонет.


Своеобразная лодка имеется и в короткометражке «Театр» (The Playhouse). Затопив театр, Бастер переплывает заполненную водой оркестровую яму в басовом барабане, используя скрипку в качестве весла.


А вот и еще одна лодка... В фильме «Шерлок-младший» (Sherlock Jr.) Бастер и Кэтрин Макгуайр с разгона въезжают на автомобиле в реку, но автомобиль не тонет, а плывет как корабль (разве в китоновском фильме может быть иначе?). Бастер поднимает откидной верх на автомобиле, превращая его в парус.


Пожалуй, самой необычной «лодкой» Бастера была лошадь. В фильме «Невезение» он пересекает реку на лошади, словно в двухвесельной лодке.

Водонапорная башня — это смешно?

Бастер явно видел в железнодорожных водонапорных башнях комический потенциал. Они дважды появляются в его полнометражных фильмах и один раз в короткометражке. Можете назвать эти фильмы?


Впервые такая башня появляется в короткометражном фильме 1922 года «Кузнец» (The Blacksmith). Бастера и его подругу, которую сыграла Вирджиния Фокс, преследуют недоброжелатели, стремящиеся отомстить за все неприятности, которые причинил им Бастер. Пока он и Вирджиния стоят под водонапорной башней, обсуждая свои свадебные планы, их настигают преследователи. Расстроенный Бастер бурно жестикулирует и случайно дергает за веревку, с помощью которой подается вода из резервуара. На их преследователей обрушивается ливень, а Бастер и Вирджиния убегают.


Во второй раз мы видим водонапорную башню в фильме «Шерлок-младший». Бастер находится на крыше вагона. Состав трогается, Бастер, не желая уехать вместе с ним, бежит к хвосту состава. Добежав до последнего вагона, он хватается за водяной кран над путями, и крыша вагона уходит у него из-под ног. Он должен тихо опуститься вниз на веревке, но мощный поток воды сбивает его.


Самая знаменитая сцена с водонапорной башней — в фильме «Генерал», но помните ли вы, что она появляется там дважды?


Северяне, похитив «Генерал», останавливаются, чтобы залить воду в бак, и видят, что их догоняет паровоз Бастера. Они тут же уезжают, оставив воду литься из крана. В самый неподходящий момент Бастер высовывается в окно, чтобы осмотреться, и его обливает водой.


Во второй части фильма Бастера и Мэрион Мэк преследует поезд северян. Бастер останавливается, чтобы залить воду, поворачивает кран к отверстию в баке, не замечая, что он выдернул кран из цистерны с водой, включает воду, и она сбивает с ног Мэрион (по ее словам, ее об этом заранее никто не предупредил). Бастер вставляет кран на место, заливает воду и тут замечают, что северяне уже совсем близко. Он поспешно трогается с места, разумеется, не закрыв кран. Холодный душ обрушивается на солдат союзной армии, включая трех офицеров, которые сидят на платформе с разложенными картами, обсуждая готовящуюся атаку.

Давайте поплаваем...

Теперь попытаемся вспомнить, сколько раз в комедиях Бастера использовался бассейн.


Впервые мы видим бассейн в его седьмом короткометражном фильме «Невезение». Бастер наблюдает за человеком, который расхаживает в центре бассейна. Вода едва покрывает подошвы его башмаков, и кажется, что глубина там не более дюйма. Бастер шагает в воду и, конечно, падает. Когда служащий выходит из бассейна, мы видим, что он на ходулях!


В конце фильма Бастер прыгает с трамплина в бассейн, но промахивается и врезается в кирпичную дорожку, исчезая в глубокой яме, которую пробил. Затем мы видим, как спустя несколько лет он появляется из ямы вместе с женой-китаянкой и детьми.


В «Электрическом доме» (The Electric House) есть гэг с эскалатором, который движется так быстро, что выбрасывает пассажира из окна второго этажа в бассейн.


В конце фильма упавший духом Бастер решает покончить жизнь самоубийством, привязывает камень к шее и прыгает в бассейн. Девушка, повернув рычаг, за несколько секунд осушает бассейн, на дне которого в замешательстве сидит Бастер. Отец девушки снова заполняет бассейн водой. Девушка опять спасает Бастера, слив воду, но Бастера в бассейне уже нет. Следующий кадр — большая канализационная труба, из которой вместе с потоком воды вылетает Бастер.


Самую лучшую сцену с бассейном можно увидеть в фильме «Кинооператор».


Надежды Бастера на «свидание мечты» рушатся, как только он и Марселин, переодевшись в купальные костюмы, подходят к бассейну. Компания очарованных девушкой молодых людей начинает ходить за ней по пятам. Марселин пытается поиграть с Бастером в мяч в бассейне, но парни окружают Бастера и ловят мячик прежде чем он успевает дотянуться. Марселин наконец бросает мяч прямо в руки Бастеру, но вся компания набрасывается на Бастера, чтобы отнять мяч. Наконец они расступаются, но Бастера нигде не видно. Вдруг один из парней кувыркается назад, и на поверхности появляется Бастер, с трудом переводя дыхание.


Бастер и Марселин отдыхают на бортике и наблюдают за ныряющими с трамплина купальщиками. Ревнуя, Бастер собирается продемонстрировать Марселин «действительно мастерский прыжок». Он поднимается на трамплин, осматривается и бежит к краю доски. В самый последний момент, передумав прыгать, он пытается остановиться и падает, запутавшись в своем купальном костюме, который на несколько размеров больше, чем нужно. Вынырнув, Бастер обнаруживает, что его костюм исчез! В ужасе он оглядывается по сторонам, но безрезультатно. И тут прямо перед ним из воды выныривает девушка. Нахмурившись, он провожает ее взглядом, словно спрашивая: «Что это ты там делала?».


Неподалеку от Бастера расположилась почтенная дама в старомодном купальном костюме с панталонами и пышной юбкой. Бастер внимательно наблюдает за тем, как она спускается в воду. В следующий момент мы видим ее на бортике бассейна, с голыми ногами, кричащую: «Меня ограбили!». Бастер в панталонах дамы, натянутых до подмышек, бежит в раздевалку.

И заключительный номер нашей программы...

Итак, последний вопрос викторины «Бастер и вода». Назовите фильмы, где вода играет важную роль в заключительных эпизодах.


Мы уже упоминали знаменитый потерянный гэг из «Невезения», гэг с водопадом в финале «Шаронавта», лодочную регату в конце фильма «Колледж», а также фильмы, где сюжет строится вокруг лодок и воды — «Лодка», «Любовное гнездышко», «Навигатор», «Пароходный Билл-младший». Разумеется, один из самых знаменитых эпизодов — в фильме «Генерал», когда поезд вместе с горящим мостом падает в реку.


Также мы вспомнили эпизод в фильме «Театр», где Бастер использует басовый барабан в качестве лодки, хотя и не упоминали о том, как Бастер залил водой театр. Вирджиния Фокс исполняет номер под водой в огромном стеклянном резервуаре. Увидев, что ей грозит опасность, Бастер разбивает стекло молотком, заливая сцену потоками воды.


Хотя Бастер использовал трюки с водой во многих своих фильмах, ни один из них не сравнится по зрелищности с кульминационным моментом в фильме «Наше гостеприимство».


Бастер на уступе скалы. Сверху к нему спускается веревка. Он обвязывается ей, не зная, что ее сбросил один из Кэнфилдов, который хочет вытащить Бастера на удобное место, чтобы пристрелить. Но Бастер дергает за веревку, и Кэнфилд падает, увлекая за собой в воду и Бастера.


Позже ему удается избавиться от преследователя, но веревка по-прежнему обвязана у него вокруг талии. Он продолжает свое бегство на поезде, но тот сходит с рельсов, и Бастер падает в горную реку. Он пытается ухватиться за что-нибудь, наталкивается на бревно и привязывает к нему другой конец веревки. Вместе их несет по течению прямо к большому водопаду. К счастью, одним концом бревно цепляется за что-то, в то время, как второй конец, к которому привязан Бастер, нависает над пропастью. Бастеру удается добраться по бревну до небольшого уступа над обрывом.


Он старается развязать веревку, но без успеха. Его девушку (ее сыграла его жена Натали Толмедж), которая отправилась Бастеру на выручку, тоже подхватило быстрое течение, и теперь ее несет к водопаду. Но Бастеру никак не удается развязать веревку, чтобы кинуть ее Натали. Тут его осеняет идея. В тот момент когда Натали падает, он прыгает со скалы, раскачиваясь на веревке, подхватывает девушку и опускает ее на уступ скалы. Этот захватывающий воздушный балет поражает своим изяществом и абсолютной точностью.

Возможно, все дело в том, что «BUSTER» и «WATER» оканчиваются на «T-E-R»

В своей автобиографии «Мой удивительный мир фарса» Бастер вспоминает: «Лучшие летние месяцы в своей жизни я провел в коттедже, который папа построил на озере Маскигон в 1908 году».


Возможно, благодаря этим воспоминаниям он так часто использовал воду в своих фильмах. Или же он просто видел богатые возможности для комика там, где их не замечали остальные. Так или иначе, его комедии полны смешных, захватывающих и поражающих взгляд сцен, связанных с водой, и даже если в эти моменты он чувствовал себя не так комфортно, как на озере Маскигон, — что ж, иначе и быть не могло.

Тим Люссьер, 1998

Перевод Silent Ann