Think slow, act fast.
Думай медленно, действуй быстро.

Как сделать плоскую шляпу

Элинор Китон

Шляпа Бастера, ставшая его фирменным знаком, появилась уже в «Помощнике мясника», первом фильме с его участием. Эта шляпа была очень похожа на ту, которую он носил на сцене. В немых фильмах у каждого комика была своя шляпа — визитная карточка. Особенной популярностью пользовались котелки, их носили Чарли Чаплин и Роско Арбакл. Гарольд Ллойд выбрал соломенную шляпу. Бастер придумал свою собственную шляпу, которая отличала его от прочих комиков, а также могла выдерживать грубое обращение, сохраняя свою форму.


Бастер покупал шляпы «федора» серого цвета, размером 6 7/8. Он предпочитал «федоры» фирмы «Стетсон», но использовал и другие марки, если стетсоны нельзя было достать. Он выпарывал подкладку и загибал внутрь тулью.


Шляпа «Федора»
«Федора» — мужская фетровая шляпа, обвитая один раз лентой. С мягкими полями и тремя характерными вмятинами на тулье: справа, слева и наверху — для трех пальцев.

На втором этапе следовало обрезать поля так, чтобы они были не шире двух дюймов (у обычной «федоры» слишком широкие поля).


Далее требовалось выровнять поля и сделать их жесткими. Для этого нужны были три с горкой чайных ложки сахара на одну чашку теплой воды. С помощью маленькой кисточки Бастер смачивал поля шляпы сахарной водой.


На последнем этапе нужно было разгладить поля паровым утюгом. Затем он клал шляпу на твердую поверхность и оставлял до полного высыхания.


Бастеру было нелегко сохранить поля ровными. Он никогда не поднимал и не сдвигал шляпу, держа ее за поля. Он всегда брался за тулью, так как поля были слишком слабыми.


В «немую» эру Бастеру приходилось переменить полдюжины шляп за один фильм. Позже ему хватало двух шляп в год, если только он не работал над проектом, где были сцены с водой. В этом случае Бастеру могло потребоваться до двенадцати шляп в год. При сильном намокании фетр разрушается, шляпы просто распадаются на части и не подлежат дальнейшему использованию. Вскоре после нашей свадьбы Бастер научил меня делать шляпы, и большинство его шляп изготовила я.


Мое любимое воспоминание о Бастере, делающем для себя шляпу, относится к 1962 году, когда мы были в Германии, поддерживая показы «Генерала» в кинотеатрах. Бастеру понадобилась новая шляпа. Он зашел в небольшой шляпный магазин рядом с нашим отелем во Франкфурте и указал на шляпу, которая была ему нужна, маленькому старичку, хозяину магазина. Бастер объяснялся жестами, так как он не знал немецкого, а владелец магазина не говорил по-английски.


Бастер примерил «федору», и она ему подошла. Жестами Бастер попросил ножницы, после чего оторвал шляпную подкладку, загнул внутрь тулью и отрезал поля. Старичка, казалось, вот-вот хватит удар, ведь Бастер еще не заплатил за шляпу. Когда он закончил и надел шляпу, чтобы проверить ее, старичок узнал Бастера и понял, что происходило в его магазине.

Перевод Silent Ann