Anything can happen — and generally did.
Случиться может что угодно — оно обычно и случается.

Бастер Китон (Buster Keaton).
Настоящее имя Джозеф Фрэнк Китон.
(4 октября 1895 — 1 февраля 1966).


Великий актер и кинорежиссер, всемирно известный комик немого кино. Один из гениальных новаторов мирового кинематографа, чьи творческие открытия до сих пор влияют на создателей кино.

Хроника

Водевильное детство

4 октября 1895

Джозеф Фрэнк «Бастер» Китон родился в семье эстрадных актеров Джозефа Китона и Майры Катлер-Китон (Joseph Hallie Keaton, Myra Cutler Keaton) во время остановки в маленьком городке Пиквэй (Pickway), штат Канзас, где его родители гастролировали с «Десятицентовым медицинским шоу Катлера-Браента».


Согласно большинству версий, свое прозвище «Бастер» (buster — падение; что-л. замечательное, сногсшибательное) Джозеф Фрэнк Китон получил в возрасте 6 месяцев от партнера своего отца, великого иллюзиониста Гарри Гудини, когда тот увидел как малыш упал с крутой лестницы, не получив при этом ни единой царапины.

1895

Отец Бастера Джо Китон и иллюзионист Гарри Гудини, который в то время только начинал в шоу-бизнесе, стали партнерами по их собственному шоу под названием «Медицинское шоу Гарри Гудини и Китона». Именно там Бастер стал впервые появляться на сцене.


1896

Родители Бастера покинули Медицинский шоу-бизнес ради водевиля.


1899

В возрасте четырех лет Бастер официально вошел в водевильный спектакль своих родителей, которые решили, что им легче будет присматривать за ним на сцене, чем за кулисами, где он шумел и путался у всех под ногами. Сначала он просто стоял у боковой стены и наблюдал, но вскоре стал имитировать все, что делал отец, вызывая в зале смех.


В шоу Китонов было много опасных трюков и падений, благодаря которым оно заработало репутацию самого грубого в водевиле. Кроме того, существовал закон, запрещавший детям до 7 лет выступать на сцене. Несмотря на то, что Бастер очень любил свою работу и за все время выступлений не получил ни одной серьезной травмы, различные благотворительные общества не оставляли попыток спасти его от сцены. Чтобы избежать неприятностей со спасателями детей, менеджерам театров приходилось завышать его возраст или рекламировать как карлика. Однако Джо Китон, гордившийся Бастером, старался, чтобы вся театральная публика знала, что это его маленький сын — «Открытие среди юных эксцентрических талантов... Самый уникальный персонаж в водевиле».

17 октября 1900

Дебют Бастера как профессионального актера — владелец театра в Вилмингтоне, штат Делавэр, Билл Докстейдер, заметив необычайную популярность талантливого ребенка у публики, предложил родителям выплачивать дополнительные 10$ за каждый спектакль с Бастером. Так появилось шоу «Три Китона», с которым семья путешествовала по Америке и Европе. Бастер быстро стал звездой, популярность шоу Китонов стремительно росла.


1904

Родился младший брат Бастера Гарри Стэнли Китон (Harry Keaton), более известный как Джинглс (Jingles).


1906

Родилась младшая сестра Бастера Луиза Китон (Louise Keaton). Трио Китонов стало квинтетом.


1908

Джо Китон построил коттедж в дачном поселке Блаффтон на озере Маскигон (Muskegon), штат Мичиган, где с этих пор семья Китонов стала проводить летние месяцы. По соседству с Китонами жили еще несколько десятков водевильных актеров со своими семьями. Джо Китон с друзьями основали в Блаффтоне общество «Клуб Актерской колонии», позже известное как Актерская колония в Маскигоне (Actors’ Colony).


1914

С началом I Мировой войны в Европе многие европейские актеры поспешили в Америку. Они соглашались на любые условия театральных боссов, вытесняя более требовательных американских артистов. Несмотря на известность и успех у публики, для шоу «Трех Китонов» наступили сложные времена.


1917

Вдобавок ко всем трудностям, Джо Китон стал часто употреблять крепкие напитки. Это становилось небезопасным во время исполнения их с Бастером номера, требовавшего концентрации и точности. Убедившись, что никакие меры воздействия на отца не дают результатов, Бастер решил оставить семейное шоу и начать сольную карьеру.


Студия Роско Арбакла

март 1917

Появившись в Нью-Йорке, Бастер сразу же получил роль в одном из лучших шоу на Бродвее. Однако в это время произошла встреча, изменившая всю его дальнейшую судьбу — Бастер познакомился с известным экранным комиком Роско (Фэтти) Арбаклом, который предложил ему попробовать свои силы в кино.

Продолжение следует.